skip to Main Content
ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН.

Нет, это не отрывок из романа Джеймса Фенимора Купера. Но это информация о том, что постепенно уходит из нашего современного мира, но продолжает существовать где-то в параллельной реальности.

Это рассказ о фотокамерах, которыми я работаю. Три пленочных камеры из прошлого века. Но для меня каждая из них дороже любого современного навороченного цифровика. Потому что это настоящие инструменты для рисования светом, которыми я могу управлять, и сразу получать желаемый результат.

Эти камеры дают мне возможность использовать три формата: 24х36 мм (Pentax K2), 6х4,5 см (Mamiya 645) и 6х9 см (Москва-5). Какую камеру использовать в каждой конкретной ситуации, зависит от того, что снимаем, и какой результат хотим получить.

PENTAX K2

Pentax K2 использую, когда нет возможности (или желания) брать с собой рюкзак, штатив и т.д. Когда можно обойтись без среднего формата. Вот для этой цели у меня небольшая сумка с одной лямкой, в которую как раз заходит Pentax K2 и пара сменных объективов. Ну еще документы и т.п. мелочи. С этой камерой использую пленки Kodak Ektar 100, Kodak Portra 400, Kodak Vision 3 250D. Иногда, очень редко, черно-белую Kodak T-Max 400.

Меня иногда спрашивают, почему именно Pentax? Ведь есть более «раскрученные» сегодня марки: Canon, Nikon, Sony… и другие. Почему-то в современной фотографической среде установилось мнение, что Pentax — это что-то отсталое, а вот Canon или Sony — это что-то передовое, продвинутое. Маркетинг делает свое дело, промывая мозги современных потребителей. Поэтому я очень кратко, но поясню причину своего выбора. Может кому будет интересно.

Камеры, известные как Pentax, начала производить японская компания Asahi Optical. Это очень старая комания, она начала свою деятельность еще в 1919 году. Но в начале своего пути компания занималась производством линз для очков, а затем объективов для других японских производителей фотокамер. А что делали другие японские производители фотокамер? Да просто копировали все технические решения у немецких компаний Karl Zeiss и Leica. А средний формат копировали у Rolleiflex и Hasselblad.

Понимаю, что в это сложно поверить, но это именно так и было. Информация в открытом доступе. А здесь просто приведу вот такоей пример. Первые Canon и Nikon были скопированы с камер Leica II и Leica III, а также камер Zeiss Ikon Contax (Karl Zeiss). Притом если первый Canon был просто скопирован с Leica, то первый Nikon стали копировать с Zeiss Ikon Contax, но не смогли скопировать дальномер и затвор… Тогда дальномер и затвор скопировали у Canon, то есть у Leica. Получился такой гибрид: все как у Contax, а дальномер и затвор как у Leica.

Вот эти первые камеры от Canon и Nikon.

Canon hanza практически полностью повторяет Leica III. Тот же выдвижной объектив, расположение окон дальномера, органов управления… Только видоискатель сделали выдвижным над корпусом, чтобы не объединять его в один узел с дальномером. А у Contax дальномер с увеличенной базой, это скопировать оказалось не так просто. Поэтому на Nikon не стали заморачиваться, поставили как на Canon hanza, то есть как на Leica. Ну и затвор «контаксовский» повторить сложно, он металлический, фокальный, с вертикальным ходом… Поэтому и затвор скопировали у Canon hanza, то есть у Leica. Ну и дальше так было, примерно до конца 50-х годов. Просто копировали технические решения, и выпускали более простые и более дешевые «клоны» камер немецких производителей.

Нужно сказать, что копировали не только японские компании. Если знаете камеры серии «Киев», которые производились с 1947 года года на заводе Арсенал (СССР, г. Киев), то можете заметить полное сходство с камерами Zeiss Ikon Contax. Но на Арсенале сработали значительно лучше, чем на Nikon. То есть первые Киевы были точной копией Zeiss Ikon Contax, отличались только названием. А качество изготовления было высокое. Эти камеры до сих пор есть в рабочем состоянии, фотографы-пленочники на них снимают. Вот на фото такой Киев, после обслуживания в мастерской Gentle hand (телеграмм канал https://t.me/gl_hand )

Как видите, тут и дальномер с увеличенной базой, и затвор с вертикальными металлическими шторками. Полностью все как на Zeiss Ikon Contax, только название «Киев» и надпись «Сделано в СССР».

Но вернемся к истории японских производителей.

В те годы многие японские фирмы выпускали «клоны». Но некоторые со временем прекратили делать копии. Сегодня мы знаем Nikon, Canon, Minolta (и других) именно потому, что они перешли от копирования к разработке собственных решений, создали действительно свои уникальные системы.

Так за что там я уважаю Asahi Optical? Они изначально ничего ни у кого не копировали. Они всегда следовали принципу: «Делай не то, что делают другие, и делай это качественно.»

Asahi Optical стала разрабатывать собственные оригинальные технические решения, которые затем копировались другими производителями, и японскими, и немецкими. Конечно. чтобы сохранить лицо, все называли скопированное решение как-то по-другому, но суть от этого не менялась.

Мало кто знает, но современная компоновка однообъективной камеры-зеркалки с пентапризмой — это разработка Asahi Optical. Конечно, можно сказать, что и до Asahi Optical были попытки сделать камеру-зеркалку с пентапризмой. Например Rectaflex (Италия, 1948 г), Contax-S (Германия, 1949 г), Зенит (СССР, 1952 г). Но ни одна из этих камер не смогла объединить в себе все необходимые качества: быстровозвращаемое зеркало постоянного визирования и видоискатель с пентапризмой с правильным расположением изображения. Сделать такую камеру удалось Asahi Optical, она была впервые представлена в 1956 г. под названием Asahi Pentax. Ну и понеслось…. Все производители фототехники не просто повторяли схему «зеркало плюс пентапризма», а делали это именно так, как сделала Asahi Optical. Вот первые «зеркалки» от Asahi Optical, Minolta, Canon и Nikon. И эта схема живет уже более 60 лет, в том числе и на всех современных «зеркалках».

Да, вот эта «внешность» камеры с «бугром» сверху, под которым находится призма (правильное изображение в видоискателе) и быстровозвращаемое зеркало постоянного визирования, отличает камеры, в которых используется та самая компоновка, разработанная Asahi Optical.

Но Asahi Optical на этом не остановилась. На счету Asahi Optical более десятка оригинальных «прорывных» технических решений, реализованных впервые в мире, и затем принятых всеми производителями фототехники и оптики. Про схему «зеркало плюс пентапризма» уже выше сказано. Просто еще пара примеров:

Многослойное просветление линз объективов. Впервые реализовано Asahi Optical в 1971 году, через год это смогли сделать на Karl Zeiss, а затем и остальные производители. Но каждый старался сохранить лицо, и называл это по-своему. Если у Asahi Optical это называлось SMC (Super-Multi-Coated), то у Karl Zeiss  — просветление Т*. Но суть от этого не меняется. Сейчас многослойное просветление используют все производители.

Автоматический режим «приоритет диафрагмы» на камере с заобъективным замером экспозиции и бесступенчатым затвором (известен как режим Av). Впервые реализовано Asahi Optical в 1971 году, затем идея также скопирована всеми остальными производителями.

Ну и много чего другого. Не в мелочах, а действительно «прорывные» решения. Например, автофокус и заобъективный (TTL) замер на зеркальной камере. И автофокус на среднеформатной зеркальной камере.

Конечно, Canon, Nikon, Minolta и другие известные производители тоже многое сделали. Например, Canon впервые применил асферические линзы, а Nikon — моторный привод, позволяющий снимать несколько кадров в секунду. Но у Asahi Optical таких решений больше всех.

Вот за это я и уважаю Asahi Optical. За то, что не копировали чужие идеи, а шли своим путем, создавали свои технические решения, которые затем принимались остальными производителями.

И конечно, у меня есть камера от Asahi Optical — Pentax K2. Камера выпускалась с 1975 по 1977 годы. Это первая в мире камера с байонетом К. На этой камере впервые в мире реализован автоматический режим приоритета диафрагмы с заобъективным замером экспозиции и электронным бесступенчатым затвором. У Pentax K2 титановый затвор с вертикальным ходом ламелей. И это моя любимая камера формата 24х36 мм.

Наверное, будет интересно, почему камера называется именно Pentax K2? Дело в том, что у камеры было два прототипа, разработанные соответственно в 1960 и 1966 гг — Pentax Metallica и Pentax Metallica II. Да, уже с 1960 года Asahi Optical работала над создание полностью «железной» камеры, с металлическим ламельным затвором. Вот версия Metallica II и пошла в серию, только «Metallica» заменили на «К», потому что поставили свой новый байонет К.

Смотрим видео 🙂 Снималось оно на кухне, у открытого окна. Отсюда пыль на оптике 🙂 Но затем я все вычистил 🙂

Переходим к следующей, второй камере.

MAMIYA M645 1000s

Еще одна камера, которая у меня в работе — Mamiya M645 1000s.

Формат кадра 6х4,5 см; диапазон выдержек шторного затвора (вертикальный ход шторок) от 1/1000 секунды до 8 секунд, есть преподьем зеркала, репетитор диафрагмы, мультиэкспозиция. Байонет Mamiya позволяет через переходник устанавливать объективы от камер Pentacon Six и Киев-60.
Камера позволяет устанавливать три вида пентапризм (две с замером и одну чисто видоискатель) и шахту, а также боковую моторную рукоятку. В целом, это очень удобная камера с большими возможностями, которая позволяет снимать в любых условиях и получать изображение высокого качества.

Использую только пленки профессионального класса: Kodak Portra, Kodak Ektar, Kodak Ektachrome. Заряжать в эту камеру что-то «попроще» не имеет смысла. Пленка должна «взять» то качество изображения, которое нарисует камера. А камера создает очень качественное изображение.

Вот пример, это снято на Kodak Portra 400 в Северной Осетии-Алании, по дороге в селение Цимити. Резкость и одновременно пластика, полутона… Объектив «родной» зум, Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5

Конечно, здесь изображение переведено в формат JPG, и сильно сжато в редакторе до 1,5 Мб. А оригинал в TIFF «весит» более 100 Мб. Можно спокойно увеличивать до 1 — 1,2 метра по длинной стороне.

Почему я выбрал именно формат 6х4,5 см, и именно эту модель от Mamiya.

Можно было выбрать камеры формата 6х6 см. или 6х7 см. И не только Mamiya. Например, есть Pentax 67 и Pentax 67 II от уважаемой мной Asahi Optical. Но я не вижу смысла в 6х7 см, лучше уже 6х9 см.

И я очень редко использую квадратный формат. На моей памяти — всего два раза. Снимал ранее на Киев-60 (6х6), так приходилось постоянно кадрировать, обрезать края, чтобы оставался прямоугольник. Терял минимум три кадра на каждой пленке тип 120. Вот и решил искать сразу камеру формата 6х4,5 см. Выбирая между Mamiya 645, Pentax 645 и Bronica ETR, отдал предпочтение Mamiya 645, модели M645 1000s. Она была еще не очень «электронной» (только затвор), позволяла ставить не только родную оптику, но и через простой переходник оптику с байонетом Pentacon Six. Если не считать электронноуправляемого затвора, то это была простая, надежная железная механика. Кроме того, Mamiya 645 все-таки модульная. Когда мне нужно снимать без штатива и оперативно, я могу поставить объектив-зум, призму, боковую моторную рукоятку и получить «условно» тот же «Pentax 645N». А если нужно куда-то далеко ехать, и каждый килограмм веса имеет значение, то можно поставить шахту и взять пару объективов-фиксов, штатник и широкоугольник. И получить очень легкую систему.

И снова смотрим видео, теперь с Mamiya M645 1000s.

Отдельно видео с работой затвора

Камера создает очень яркое изображение на фокусировочном экране, даже если используем объектив-зум с макс диафрагмой 1: 4,5. Вот так видно, притом без шахты.

Вот так выглядит снятая призма. Да, на ней наклейка мастерской Gentle hand, потому что камеру обслуживал Владимир Поночевный.

А вот так выглядит видоискатель призмы. Справа сбоку стрелка, для правильной экспозиции ее нужно поставить точно между указателями. Меняем значения диафрагмы на объективе и выдержки на призме, ловим нужное положение стрелки. На фото здесь видно бочкообразную дисторисию, края и узел стрелки кажутся кривыми. Вообще там все ровно, просто снималось телефоном, поэтому такие искажения.

Ну и третья камера у меня в работе… Это не просто камера, это Моя Прелесть.

МОСКВА-5

Формат 6х9 см. Абсолютно безупречное качество изображения, с просто безумной детализацией по всему полю кадра… Тот самый «рисунок» объектива, который мы привыкли видеть на старых фотографиях 19 — 20 века. Да, на Москве-5 стоит объектив Индустар-24, выполненный по классической оптической схеме TESSAR, разработанной еще в 1902 году конструктором фирмы Карл Цейс, доктором Паулем Рудольфом.

Единственный минус — объектив несъемный, так что поставить на Москву-5 «широкоугольник» или «телевик» не получиться. В остальном — только плюсы. Например, размер камеры в сложенном состоянии всего 165×95×48 мм, а вес 1,2 кг. Камеру формата 6х9 см можно просто положить в карман куртки!

В рабочем состоянии камера выглядит вот так. Кстати, на следующем видео будет результат именно этой съемки.

А вот это результат.

Смотрите внимательно 🙂

Нужно показать еще одну особенность объектива Москвы-5. У него действительно почти нет падения разрешающей способности от центра к краю кадра. Наверное, если снимать специальные миры, то можно будет что-то увидеть. Но на глаз падения разрешающей способности от центра к краю кадра не видно вообще. Вот пример — сначала полный кадр (сжатый конечно, очень сильно, с TIFF 100 Мб до JPG 0,7 Мб), а затем фрагменты: центр и край. Фрагменты тоже переведены в JPG, но сжаты поменьше.

Полный кадр

Фрагмент — центр кадра.

Фрагмент — левый нижний угол кадра.

Как видите, Москва-5 может не только на чб снимать хорошо, но и на цвет 🙂 Москвой-5 снимаю на пленки: черно-белую Kodak T-Max 400 и цветную Kodak Portra 400.

Москва-5 — Моя Прелесть!


Все эти мои камеры из прошлого века. Москва-5 выпущена в 1959 году, ей на сегодня 65 лет. Pentax K2 и Mamiya M645 1000s выпущены в 1975 году, им на сегодня по 49 лет.

Каждая из них спокойно проработает еще один такой срок, как свой возраст, а может и больше. Все зависит от того, в каких руках они будут. В наше время такие добротно сделанные механические камеры с объективами классических схем стали почти музейной редкостью.

Глобальные перемены произошли в 1987 году, когда компания Canon представила первую модель семейства EOS (Electro-Optical System), камеру Canon EOS 650. В камере все было удобно, потому что было автоматическим. По этому пути пошли почти все производители фототехники. И появилось огромное количество «фотографов», не знающих элементарных основ Фотографии. А зачем что-то знать? Направил, нажал, и все. В «цифре» вообще удобно: «пленка» не заканчивается. Выбрал из огромного количества отснятых кадров «что там получилось», и все, хоть какой-то результат всегда есть. В моем понимании это уже не фотограф, это «направлятель и нажиматель».

Но появление этой огромной массы «направлятелей и нажимателей» открыло огромный простор для творчества маркетологов. С моей точки зрения, маркетинг — это искусство обманывать покупателя. Ведь когда покупатель считает себя фотографом, но не знает основ Фотографии, ему можно любое дер…мо впарить под видом «новых продвинутых технологий», и за неадекватные деньги! А если еще сыграть на чувствах, «раскрутить» собственную значимость такого «фотографа», то он вообще любые деньги отдаст. За примерами того, о чем я тут пишу, далеко ходить не надо. Вот цитаты с сайта одного из известных производителей.

«Инновационная полнокадровая беззеркальная камера, которая устанавливает новые стандарты». «Дизайн и производительность, превосходящие ожидания». «Задает стандарт компактной и легкой полнокадровой камеры завтрашнего дня». «Открывает совершенно новый уровень возможностей». «Другие камеры едва ли сравнятся с …». «Забудьте все, что знали о камерах раньше».

И маркетинг продолжил двигаться в нужном направлении. Несколько лет назад началась компания по убиранию с рынка цифровых зеркалок, и маркетинг стал нам вещать, что новое направление — беззеркалки — это прорыв, это инновации, это шаг в будущее. Цена на беззеркалки полетела вверх. А на самом деле была одна цель — удешевить производство, убрать пентапризму и механизм зеркала (это сложная механика), заменить этот сложный и дорогой в производстве узел дешевым электронным видоискателем. Получилось! «Направлятели и нажиматели», а их сейчас подавляющее большинство, поверили! Покупают даже по неадекватным ценам.

Следующим шагом стало маркетинговое вещание про «глобальный затвор». Цель простая — убрать из камеры затвор, потому что это дорогой в производстве механизм. Надо его заменить на виртуальный — просто включать/выключать матрицу. И опять в интернете куча «обозревателей», рассказывающих про «прорыв, инновации, шаг в будущее».

Производители максимально удешевляют себестоимость производства камер и оптики. Убирают сложные и дорогие в производстве узлы: оптические видоискатели, зеркала, пентапризмы, затворы, линзы из настоящего оптического стекла. Убирают металл из корпусов объективов, заменяя его на пластик (ну вам же удобнее, ведь легче теперь!). А цена камер уменьшается? Нет конечно! Зато просто неприлично растет процент прибыли производителя на каждой выпущенной камере.

Поддерживать рекламу, писать у себя на сайте «»Забудьте все, что знали о камерах раньше», и давать бесплатно (или за «плюшки» или за оплату) новые камеры разным обзорщикам в Интернете значительно дешевле, чем тратить средства на производство действительно сложной техники. А огромная толпа современных цифровых «фотографов», не знающих основ Фотографии, «кушает» все это и платит!

А еще сохранять дизайн современных «беззеркалок» таким, чтобы был «бугор сверху», чтобы внешне камера была похожа на фотоаппараты прошлых лет, на настоящие зеркалки. Тогда именно так ее будет воспринимать на подсознательном уровне «направлятель и нажиматель», и он будет чувствовать себя обладателем настоящей профессиональной камеры.

Первым «Великим Счастьем» был переход на цифру. Оказался не нужен механизм протяжки пленки. А это был сложный и дорогой в производстве механизм, ведь в профи-камерах он тянул несколько кадров в секунду, и он изготавливался с прецизионной точностью.

Но этого было мало. Хотелось побольше разницу между себестоимостью производства и ценой продажи. Через время убрали оптический видоискатель, зеркало и призму. Появились цифровые «беззеркалки». Затем в них надо убрать затвор… Ну и так далее.

Закончится тем, что в современном «фотоаппарате» будет три детали: пластмассовая линза, матрица и процессор. Как в камере телефона. В производстве массово, дешево и сердито. А продаваться будет за огромные деньги, и «устаревать» через 3-4 года. Ну, надо же делать главное — вытягивать деньги из потребителей. Но это отдельная тема.

Периодически в СМИ появляется информация, что основные производители, Canon и Nikon, прекращают производство цифровых зеркалок с 2025 года. Опять по-хорошему удивляет Pentax: не только продолжается производство цифровых профи зеркалок Pentax 645z, Pentax K1 Mark II, Pentax K3 Mark III, но и возобновлены разработки и производство пленочных камер. Этот производитель еще со времен Asahi Optical всегда придерживался принципа «Делай не то, что делают другие, и делай это качественно.»

Во всем этом одно очень сильно радует. Не все стали «направлятелями и нажимателями». Молодое поколение фотографов разделилось, и некоторая часть его не видит разницы между съемкой телефоном и современным цифровым «фотоаппаратом». Даже если это дорогая современная беззеркалка. И в поисах настоящей Фотографии эта часть нового поколения фотографов все больше интересуется пленкой и камерами прошлого века. И цифровыми зеркалками тоже. Именно настоящими зеркалками. Оказывается, еще есть люди, кто понимает, для чего в камере оптический видоискатель. Да и призма, и затвор и т.д.

Есть те, кто думает своей головой. Кто учит матчасть Фотографии. И маркетинг на них не действует.

Так что продолжаем снимать механикой и на пленку. Компания Kodak возобновила производство пленки в 2017 году. Механические камеры из прошого века еще живут, и будут жить долго. Тогда еще не делали вещи одноразовыми, как сейчас. Настоящая (не цифровая) Фотография никуда не исчезла, она существует параллельно с современными технологиями. Но она резко выросла в цене. Фактически произошло разделение на массовую «цифру», и очень не массовую, но дорогую «пленку». Может это и хорошо.

С уважением ко всем, кто нашел в себе силы все это прочитать и посмотреть 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *