ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН.
Нет, это не отрывок из романа Джеймса Фенимора Купера. Но это информация о том, что постепенно уходит из нашего современного мира, но продолжает существовать где-то в параллельной реальности.
Это рассказ о фотокамерах, которыми я работаю. Три пленочных камеры из прошлого века. Но для меня каждая из них дороже любого современного навороченного цифровика. Потому что это настоящие инструменты для рисования светом, которыми я могу управлять, и сразу получать желаемый результат.
Эти камеры дают мне возможность использовать три формата: 24х36 мм (Pentax K2), 6х4,5 см (Mamiya 645) и 6х9 см (Москва-5). Какую камеру использовать в каждой конкретной ситуации, зависит от того, что снимаем, и какой результат хотим получить.
PENTAX K2
Pentax K2 использую, когда нет возможности (или желания) брать с собой рюкзак, штатив и т.д. Когда можно обойтись без среднего формата. Вот для этой цели у меня небольшая сумка с одной лямкой, в которую как раз заходит Pentax K2 и пара сменных объективов. Ну еще документы и т.п. мелочи. С этой камерой использую пленки Kodak Ektar 100, Kodak Portra 400, Kodak Vision 3 250D. Иногда, очень редко, черно-белую Kodak T-Max 400.
Меня иногда спрашивают, почему именно Pentax? Ведь есть более «раскрученные» сегодня марки: Canon, Nikon, Sony… и другие. Почему-то в современной фотографической среде установилось мнение, что Pentax — это что-то отсталое, а вот Canon или Sony — это что-то передовое, продвинутое. Маркетинг делает свое дело, промывая мозги современных потребителей. Поэтому я очень кратко, но поясню причину своего выбора. Может кому будет интересно.
Камеры, известные как Pentax, начала производить японская компания Asahi Optical. Это очень старая комания, она начала свою деятельность еще в 1919 году. Но в начале своего пути компания занималась производством линз для очков, а затем объективов для других японских производителей фотокамер. А что делали другие японские производители фотокамер? Да просто копировали все технические решения у немецких компаний Karl Zeiss и Leica. А средний формат копировали у Rolleiflex и Hasselblad.
Понимаю, что в это сложно поверить, но это именно так и было. Информация в открытом доступе. А здесь просто приведу вот такоей пример. Первые Canon и Nikon были скопированы с камер Leica II и Leica III, а также камер Zeiss Ikon Contax (Karl Zeiss). Притом если первый Canon был просто скопирован с Leica, то первый Nikon стали копировать с Zeiss Ikon Contax, но не смогли скопировать дальномер и затвор… Тогда дальномер и затвор скопировали у Canon, то есть у Leica. Получился такой гибрид: все как у Contax, а дальномер и затвор как у Leica.
Вот эти первые камеры от Canon и Nikon.
Canon hanza практически полностью повторяет Leica III. Тот же выдвижной объектив, расположение окон дальномера, органов управления… Только видоискатель упростили, сделали его выдвижным над корпусом, чтобы не «упихивать» его в один узел с дальномером. А у Contax дальномер с увеличенной базой, это скопировать не так просто. Поэтому на Nikon не стали заморачиваться, поставили как на Canon hanza, то есть как на Leica. Ну и затвор «контаксовский» повторить сложно, он металлический, фокальный, с вертикальным ходом и самой короткой выдержкой 1/1250. Поэтому и затвор скопировали у Canon hanza, то есть у Leica. Ну и дальше так было, примерно до конца 50-х годов. Просто копировали технические решения, и выпускали более дешевые «клоны» камер немецких производителей.
Нужно сказать, что копировали не только японские компании. Если знаете камеры серии «Киев», которые производились с 1947 года года на заводе Арсенал (СССР, г. Киев), то можете заметить полное сходство с камерами Zeiss Ikon Contax. Но на Арсенале сработали значительно лучше, чем на Nikon. То есть первые Киевы были точной копией Zeiss Ikon Contax, отличались только названием. А качество изготовления было на высшем уровне. Эти камеры до сих пор есть в рабочем состоянии, фотографы-пленочники на них снимают.
В те годы многие японские фирмы выпускали «клоны». Но некоторые со временем прекратили делать копии. Мы знаем Nikon, Canon, Minolta, Olympus, Mamiya, Bronica потому, что они перешли от копирования к разработке собственных решений, создали действительно свои уникальные системы. Особенно стоит отметить Olympus и Bronica, они старались разработать свои решения.
Так за что там я уважаю Asahi Optical? Они изначально ничего ни у кого не копировали. Они всегда следовали принципу: «Делай не то, что делают другие, и делай это качественно.»
Asahi Optical стала разрабатывать собственные оригинальные технические решения, которые затем копировались другими производителями, и японскими, и немецкими. Конечно. чтобы сохранить лицо, все называли скопированное решение как-то по-другому, но суть от этого не менялась.
Мало кто знает, но современная компоновка однообъективной камеры-зеркалки с пентапризмой — это разработка Asahi Optical. Конечно, можно сказать, что и до Asahi Optical были попытки сделать камеру-зеркалку с пентапризмой. Например Rectaflex (Италия, 1948 г), Contax-S (Германия, 1949 г), Зенит (СССР, 1952 г). Но ни одна из этих камер не смогла объединить в себе все необходимые качества: быстровозвращаемое зеркало постоянного визирования и видоискатель с пентапризмой с правильным расположением изображения. Сделать такую камеру удалось Asahi Optical, она была впервые представлена в 1956 г. под названием Asahi Pentax. Ну и понеслось…. Все производители фототехники не просто повторяли схему «зеркало плюс пентапризма», а делали это именно так, как сделала Asahi Optical. Вот первые «зеркалки» от Asahi Optical, Minolta, Canon и Nikon. И эта схема живет уже более 60 лет, в том числе и на всех современных «зеркалках».
Но Asahi Optical на этом не остановилась. На счету Asahi Optical более десятка оригинальных «прорывных» технических решений, реализованных впервые в мире, и затем принятых всеми производителями фототехники и оптики. Про схему «зеркало плюс пентапризма» уже выше сказано. Просто еще пара примеров:
Многослойное просветление линз объективов. Впервые реализовано Asahi Optical в 1971 году, через год это смогли сделать на Karl Zeiss, а затем и остальные производители. Но каждый старался сохранить лицо, и называл это по-своему. Если у Asahi Optical это называлось SMC (Super-Multi-Coated), то у Karl Zeiss — просветление Т*. Но суть от этого не меняется. Сейчас многослойное просветление используют все производители.
Автоматический режим «приоритет диафрагмы» на камере с заобъективным замером экспозиции и бесступенчатым затвором (известен как режим Av). Впервые реализовано Asahi Optical в 1971 году, затем идея также скопирована всеми остальными производителями.
Ну и много чего другого. Не в мелочах, а действительно «прорывные» решения. Например, автофокус и заобъективный (TTL) замер на зеркальной камере. И автофокус на среднеформатной зеркальной камере.
Конечно, Canon, Nikon, Minolta и другие известные производители тоже многое сделали. Например, Canon впервые применил асферические линзы, а Nikon — моторный привод, позволяющий снимать несколько кадров в секунду. Но у Asahi Optical таких решений больше всех.
Вот за это я и уважаю Asahi Optical. За то, что не копировали чужие идеи, а шли своим путем, создавали свои технические решения, которые затем принимались остальными производителями.
И конечно, у меня есть камера от Asahi Optical — Pentax K2. Камера выпускалась с 1975 по 1977 годы. Это первая в мире камера с байонетом К. На этой камере впервые в мире реализован автоматический режим приоритета диафрагмы с заобъективным замером экспозиции и электронным бесступенчатым затвором. У Pentax K2 титановый затвор с вертикальным ходом ламелей. И это моя любимая камера формата 24х36 мм.
Наверное, будет интересно, почему камера называется именно Pentax K2? Дело в том, что у камеры было два прототипа, разработанные соответственно в 1960 и 1966 гг — Pentax Metallica и Pentax Metallica II. Да, уже с 1960 года Asahi Optical работала над создание полностью «железной» камеры, с металлическим ламельным затвором. Вот версия Metallica II и пошла в серию, только «Metallica» заменили на «К», потому что поставили свой новый байонет К.
Смотрим видео 🙂 Снималось оно на кухне, у открытого окна. Отсюда пыль на оптике 🙂 Но затем я все вычистил 🙂
Переходим к следующей, второй камере.
MAMIYA M645 1000s
Еще одна камера, которая у меня в работе — Mamiya M645 1000s.
Формат кадра 6х4,5 см; диапазон выдержек шторного затвора (вертикальный ход шторок) от 1/1000 секунды до 8 секунд, есть преподьем зеркала, репетитор диафрагмы, мультиэкспозиция. Байонет Mamiya позволяет через переходник устанавливать объективы от камер Pentacon Six и Киев-60.
Камера позволяет устанавливать три вида пентапризм (две с замером и одну чисто видоискатель) и шахту, а также боковую моторную рукоятку. В целом, это очень удобная камера с большими возможностями, которая позволяет снимать в любых условиях и получать изображение высокого качества.
Использую только пленки профессионального класса: Kodak Portra, Kodak Ektar, Kodak Ektachrome. Заряжать в эту камеру что-то «попроще» не имеет смысла. Пленка должна «взять» то качество изображения, которое нарисует камера. А камера создает очень качественное изображение.
Вот пример, это снято на Kodak Portra 400 в Северной Осетии-Алании, по дороге в селение Цимити. Резкость и одновременно пластика, полутона… Объектив «родной» зум, Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5
Конечно, здесь изобрадение переведено в формат JPG, и сильно сжато в редакторе до 1,5 Мб. А оригинал в TIFF «весит» более 100 Мб. Можно спокойно увеличивать до 1 — 1,2 метра по длинной стороне.
Почему я выбрал именно формат 6х4,5 см, и именно эту модель от Mamiya.
Можно было выбрать камеры формата 6х6 см. или 6х7 см. И не только Mamiya. Например, есть Pentax 67 и Pentax 67 II от уважаемой мной Asahi Optical. Но я не вижу смысла в 6х7 см, лучше уже 6х9 см.
И я очень редко использую квадратный формат. На моей памяти — всего два раза. Снимал ранее на Киев-60 (6х6), так приходилось постоянно кадрировать, обрезать края, чтобы оставался прямоугольник. Терял минимум три кадра на каждой пленке тип 120. Вот и решил искать сразу камеру формата 6х4,5 см. Выбирая между Mamiya 645, Pentax 645 и Bronica ETR, отдал предпочтение Mamiya 645, модели M645 1000s. Она была еще не очень «электронной» (только затвор), позволяла ставить не только родную оптику, но и через простой переходник оптику с байонетом Pentacon Six. Если не считать электронноуправляемого затвора, то это была простая, надежная железная механика. Кроме того, Mamiya 645 все-таки модульная. Когда мне нужно снимать без штатива и оперативно, я могу поставить объектив-зум, призму, боковую моторную рукоятку и получить «условно» тот же «Pentax 645N». А если нужно куда-то далеко ехать, и каждый килограмм веса имеет значение, то можно поставить шахту и взять пару объективов-фиксов, штатник и широкоугольник. И получить очень легкую систему.
И снова смотрим видео, теперь с Mamiya M645 1000s.
Отдельно видео с работой затвора
Камера создает очень яркое изображение на фокусировочном экране, даже если используем объектив-зум с макс диафрагмой 1: 4,5. Вот так видно, притом без шахты.
Вот так выглядит снятая призма. Да, на ней наклейка мастерской Gentle hand, потому что камеру обслуживал Владимир Поночевный.
А вот так выглядит видоискатель призмы. Справа сбоку стрелка, для правильной экспозиции ее нужно поставить точно между указателями. Меняем значения диафрагмы на объективе и выдержки на призме, ловим нужное положение стрелки. На фото здесь видно бочкообразную дисторисию, края и узел стрелки кажутся кривыми. Вообще там все ровно, просто снималось телефоном, поэтому такие искажения.
Ну и третья камера у меня в работе… Это не просто камера, это Моя Прелесть.
МОСКВА-5
Формат 6х9 см. Абсолютно безупречное качество изображения, с просто безумной детализацией по всему полю кадра… Тот самый «рисунок» объектива, который мы привыкли видеть на старых фотографиях 19 — 20 века. Да, на Москве-5 стоит объектив Индустар-24, выполненный по классической оптической схеме TESSAR, разработанной еще в 1902 году конструктором фирмы Карл Цейс, доктором Паулем Рудольфом.
Единственный минус — объектив несъемный, так что поставить на Москву-5 «широкоугольник» или «телевик» не получиться. В остальном — только плюсы. Например, размер камеры в сложенном состоянии всего 165×95×48 мм, а вес 1,2 кг. Камеру формата 6х9 см можно просто положить в карман куртки!
В рабочем состоянии камера выглядит вот так. Кстати, на следующем видео будет результат именно этой съемки.
А вот это результат.
Смотрите внимательно 🙂
Нужно показать еще одну особенность объектива Москвы-5. У него действительно почти нет падения разрешающей способности от центра к краю кадра. Наверное, если снимать специальные миры, то можно будет что-то увидеть. Но на глаз падения разрешающей способности от центра к краю кадра не видно вообще. Вот пример — сначала полный кадр (сжатый конечно, очень сильно, с TIFF 100 Мб до JPG 0,7 Мб), а затем фрагменты: центр и край. Фрагменты тоже переведены в JPG, но сжаты поменьше.
Полный кадр
Фрагмент — центр кадра.
Фрагмент — левый нижний угол кадра.
Как видите, Москва-5 может не только на чб снимать хорошо, но и на цвет 🙂 Москвой-5 снимаю на пленки: черно-белую Kodak T-Max 400 и цветную Kodak Portra 400.
Москва-5 — Моя Прелесть!
Все эти мои камеры из прошлого века. Москва-5 выпущена в 1959 году, ей на сегодня 65 лет. Pentax K2 и Mamiya M645 1000s выпущены в 1975 году, им на сегодня по 49 лет.
Каждая из них спокойно проработает еще один такой срок, как свой возраст, а может и больше. Все зависит от того, в каких руках они будут. В наше время такие добротно сделанные механические камеры с объективами классических схем стали почти музейной редкостью.
Глобальные перемены произошли в 1987 году, когда компания Canon представила первую модель семейства EOS (Electro-Optical System), камеру Canon EOS 650. В камере все было удобно, потому что было автоматическим. По этому пути пошли почти все производители фототехники. Произошли изменения и в материалах. Со временем корпуса объективов стали делать из пластика, а в камерах гарантированно железным оставался затвор. А затем пришли цифровые технологии. И появилось огромное количество фотографов, не знающих элементарных основ Фотографии. А зачем что-то знать? Направил, нажал, и все. А затем выбрал из огромного количества отснятых кадров «что там получилось». В моем понимании это уже не фотограф, это «направлятель и нажиматель».
А маркетинг продолжал двигаться в нужном направлении. Несколько лет назад началась компания по убиранию с рынка цифровых зеркалок, и маркетинг стал нам вещать, что новое направление — беззеркалки — это прорыв, это инновации, это шаг в будущее. Цена на беззеркалки полетела вверх. А на самом деле была одна цель — удешевить производство, убрать пентапризму и механизм зеркала (это сложная механика), заменить этот сложный и дорогой в производстве узел дешевым электронным видоискателем. Получилось! Толпа поверила! Покупают даже по неадекватным ценам.
Следующим шагом стало маркетинговое вещание про «глобальный затвор». Цель простая — убрать из камеры затвор, потому что это дорогой в производстве механизм. Надо его заменить на виртуальный — просто включать/выключать матрицу. И опять в интернете куча «обозревателей», рассказывающих про «прорыв, инновации, шаг в будущее».
Закончится тем, что в современном «фотоаппарате» будет три детали: линза, матрица и процессор. Как в камере телефона. В производстве массово, дешево и сердито. А продаваться будет за огромные деньги, и «устаревать» через 3-4 года. Ну, надо же делать главное — вытягивать деньги из потребителей. Но это отдельная тема.
А пока продолжаем снимать механикой и на пленку. Компания Kodak возобновила производство пленки в 2017 году. Механические камеры из прошого века еще живут, и будут жить долго. Тогда еще не делали вещи одноразовыми, как сейчас. Настоящая (не цифровая) Фотография никуда не исчезла, она существует параллельно с современными технологиями. Но она резко выросла в цене. Фактически произошло разделение на массовую «цифру», и очень не массовую, но дорогую «пленку». Может это и хорошо.
С уважением ко всем, кто нашел в себе силы все это прочитать и посмотреть 🙂