skip to Main Content
СНИМАЕМ НА ПЛЕНКУ В ГОРАХ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ — АЛАНИИ.

СНИМАЕМ НА ПЛЕНКУ В ГОРАХ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ — АЛАНИИ.

Осенью 2022 года выпала возможность поснимать в горах Северной Осетии – Алании. Для меня это был первый опыт съемки в горах, если не считать Крымских гор.  Но горы Кавказа – это совсем другое. Они выше и опаснее Крымских, и они воспринимаются совершенно иначе.

В двух словах: если в Крымских горах продолжаешь чувствовать себя дома, то на Кавказе чувствуешь свою ничтожность перед величественной Природой. Остается только восхищаться… и быть осторожным.

КАМЕРЫ, ПЛЕНКА И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ… 

Снимать я решил на три вида пленок: цветные негативные Kodak Ektar 100 и Kodak Portra 400, а также черно-белую  Kodak T-Max 400. 

На цвет снимал камерой Mamiya M645 1000s с объективами  Mamiya Sekor 55-110/4,5 и Мир-26Б. На объективах УФ фильтры. 

А черно белая Kodak T-Max 400 была заряжена в камеру Москва-5 (встроенный объектив Индуустар-24, схема Tessar), с блендой и желтым фильтром.

Из вспомогательного оборудования  — экспонометр Ленинград-6 и штатив SIRUI AM-225.

О технике и экипировке будет отдельная часть, в конце материала. 

ПРОЦЕСС…

Архонский перевал.

Первые кадры были сделаны на Архонском перевале (высота 2286 м) который соединяет Алагирское и Куртатинское ущелья. Это место еще называют «ретранслятор», потому что здесь стоит телекоммуникационная вышка.  Она облеплена радиорелейными антеннами, которые выглядят как огромные белые таблетки.  Удивительно, как она вообще выдерживает ветровые нагрузки.   Может быть, здесь не бывает сильного ветра?

Снято камерой смартфона BlackBerry KEYone.

Но здесь удалось снять три сюжета.  Да, всего три. Дело в том, что я вообще не часто нажимаю на спуск затвора.

Солнце движется по небосклону, меняется угол падения света. Меняется цвет растительности и почвы на склонах гор. Меняется состояние атмосферы.  И в какой-то момент возникает такой свет и такие краски, что просто забываешь обо всем.  Главное – быть готовым снимать.  Поэтому я не убирал камеру со штатива, и штатив не складывал.  Просто ножки штатива сложил вместе, чтобы носить удобно было всю конструкцию камера-штатив. И так и ходил по условной «зоне съемки».

Вот он, этот свет. И он таким будет оставаться всего несколько минут. Когда увидел этот пейзаж, в голове словно услышал : «Шафрановые горы».  Кажется, что это безумный, яркий цветной сон или наваждение. Шафрановые горы… Но это реальность, которая длится совсем недолго. Снять успел 🙂

Пленка Kodak Portra 400 смогла передать эти краски.  А еще объектив Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5 и УФ-фильтр HOYA.  Да, без УФ-фильтра цвета на негативе были бы не такими чистыми.

Mamiya M645 1000s, Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5, Kodak Portra 400

Всего метров 150 на север – и открывается другой вид.   Кажется, что склоны покрыты каким-то плюшевым одеялом. Не знаю, что это за растительность, но выглядит оригинально.  Надо только подождать, чтобы Солнце сдвинулось по небосклону, и угол падения света был немного другой.  Ждать пришлось не очень долго. В результате вот такой снимок.  И зеленая растительность, деревья вдоль дорого, здесь к месту. Они образуют зеленые линии.  

Mamiya M645 1000s, Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5, Kodak Portra 400

Хочется отдельно отметить качество оптики Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5. Есть такое мнение, что зумы уступают в разрешении фиксированным объективам.  Да, уступают, если говорить о не очень хороших зумах.  Просто вот увеличенный фрагмент с оригинального скана негатива.

Фрагмент оригинального скана.

Нужно отметить, что размер кадра 6х4,5 см. — не очень удобен для сканирования на любимом мной сканере Noritsu HS-1800. Этот сканер выдает для формата 24х36 мм разрешение 6774 х 4492 (30 428 808 пикс), для формата 6х9 см 7505 х 5028 (37 735 140 пикс), а вот формату 6х4,5 см. «не повезло», всего 4824х3533 ( 17 043 192 пикс). То есть сканер не вытягивает все то разрешение, что есть на пленке.

Наверное, вы уже заметили, что оба сюжета на снимках выглядят какими-то плоскими, не чувствуется пространства. На них красивые краски, но нет объема. Дело в том, что оба сюжета были сняты объективом Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5 в положении 110 mm. На «длинном» фокусе эффект объема почти исчезает. Но художественный эффект можно получить не только объемом. В данном случае изображения плоские, но «пленочные» краски-цвета и расположение объектов и линий на плоскости тоже создает свою красоту.

На Архонском перевале было снято три сюжета. Третий – известная «Лавочка Счастья».  Люди приезжают издалека, чтобы просто посидеть на этой лавочке.. Сидишь полчаса, а отдыхаешь на год. Потому что все проблемы далеко внизу. Но люди здесь в середине дня. А если приехать утром или вечером, то никого нет.   Но должен же кто-то сидеть на лавочке в кадре!

Здесь по горам носился экстремал на кроссовом мотоцикле.  Что же, каждый ловит адреналин по-своему.  Я попросил его посидеть на лавочке, для оживления пейзажа 🙂  Мотоцикл в кадр не попал – он в кадре не нужен.

Не хватало угла зрения  родного «мамиевского» объектива 55-110 mm, и я поставил на Мамию советский Мир-26Б, он 45 mm.

Вам хотелось бы посидеть на этой лавочке?

Mamiya M645 1000s, МИР-26Б, Kodak Portra 400

Алагирское ущелье.

Следующей точкой было высокогорное селение Цамад в Алагирском районе. По преданию, селение основано потомками Цахила – сына Аланского царя Ос-Багатара.  Когда-то это было крупное селение,  в 1910 году здесь проживали более 700 человек. Но все меняется… По официальным данным, в 2010 году здесь проживало всего 2 человека.  Сейчас здесь несколько жилых и хозяйственных построек, древний склеп и руины старой крепости.  

И тут есть точка, с которой открывается вид на Алагирское ущелье…   Вот для этого и стоило здесь оказаться. Перед вами просто открывается огромное пространство вниз и вдаль, примерно на 11 км…  Внизу, вдоль всего Алагирского ущелья тянется река Ардон, и дорога вдоль ее берега.  А далеко-далеко, в голубой дымке видны горные вершины. Просто вы смотрите через огромную толщину чистейшего воздуха, который имеет голубой цвет.  

Даже фотография не передает то ощущение, которое испытываешь, когда находишься здесь. 

Mamiya M645 1000s, МИР-26Б, Kodak Ektar 100.

Верхний Згид.

Селение Верхний Згид находится далеко и высоко в горах. Дорога к нему проходит через Садон – когда-то большой рабочий поселок, расположенный рядом с рудником, где добывали руды различных металлов.  В 2002 году селевые потоки и наводнение практически уничтожили поселок.  Людей отселили в другие места, но сейчас часть населения в Садон вернулась. 

Даже сейчас, проезжая через Садон, возникает ощущение какого-то прошедшего апокалипсиса. Много пустых домов, в том числе 2-3 этажных многоквартирников.  Пустые административные здания..  Окна без стекол, или покрытые таким слоем пыли, словно жизнь закончилась здесь очень давно.  В принципе, так оно и есть.   

Возле одного из обитаемых домов, трехэтажного полукруглого многоквартирника, у его единственного подъезда, увидел просто идиллию: очень много кошек и котов, и белых, и черных, и рыжих, и трехцветных, и маленьких и больших, сидели среди выставленных у входа горшков с цветами…  Но снять не успел. Пока доставал из рюкзака камеру, к нашей машине сбежались местные собаки. Они просто увидели машину и людей, и сбежались к нам в надежде, что чем-то их покормим.   Ну а кошки увидели собак и разбежались.  Так что кадр с кошками так и остался только в моей памяти.

В Интернете есть множество материалов о поселке Садон.  Например вот здесь https://etokavkaz.ru/obshchestvo/sadon-poselok-prizrak-v-gorakh-severnoi-osetii Если кому интересно, перейдите по ссылке и почитайте.

Ну а мы поехали дальше, в селение Верхний Згид. Добрались туда почти под вечер.

Приехать в Верхний Згид – это как попасть в другую реальность.  Здесь время словно остановилось. Или идет очень медленно. Все проблемы, суета, заботы — все это осталось далеко внизу. Никто не будет дергать по телефону — связи здесь нет вообще.  Словно вы находитесь в каком-то затерянном мире, который никак не пересекается с привычной нам реальностью.

В центре селения есть небольшое кафе, где очень даже хорошо готовят. Расположено в старом-старом деревянном здании,  в котором когда-то очень давно был Сбербанк. Во всяком случае, двери, окна и вывески сохранились еще со времен СССР. 

Снято камерой смартфона BlackBerry KEYone.

Нужно было остановиться в Верхнем Згиде на 2-3 дня, чтобы спокойно все осмотреть и сделать несколько замечательных кадров. В селении очень много интересного. Настолько много, что возникло желание приехать сюда еще раз. Но времени было мало, и я успел снять всего один сюжет  — вот этот дом в лучах Солнца, заходящего за горы. Нужно было возвращаться.  Темнота в горах наступает быстро.  

Mamiya M645 1000s, Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5, Kodak Ektar 100

Селение Цимити.

Очень интересные объекты для съемок были в селении Цимити. Это комплекс очень древних оборонительных башен.  Селение расположено на склоне горы, древняя часть выше, более поздняя ниже по склону. Башни расположены в верхней части. Cеление Цимити основано в начале XIV века, но в его верхней части, где башни, были обнаружены постройки IX — XIII века. Основателем селения был Цимити — военачальник последнего аланского царя Ос-Багатара.

И снимать здесь я решил двумя камерами: Mamiya 645 и Москва-5. Рисунок объектива Москвы-5 идеально подходит для съемок древних объектов.  Но объектив на Москве-5 несъемный.  Возможность использования объективов с разным углом зрения — это единственное, что заставило взять с собой и Mamiya-645.   Ну и можно снимать сразу на две разные пленки.  Поэтому в Москве-5 была заряжена черно-белая  Kodak T-Max 400, а в Mamiya-645  цветная  Kodak Portra 400.

По дороге в Цимити встретили Облако J  Не знаю, что такого особенного в нем было. Просто красивое. В горах облака так низко, что кажется, их можно рукой потрогать. Но это не облака низко, а мы высоко.   

Облако над дорогой в Цимити… Mamiya M645 1000s, Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5, Kodak Portra 400

В селении Цимити было сделано несколько кадров. Рассмотрим всего два, так как в них одни и те же сюжеты были сняты c одной точки, но разными камерами. Mamiya 645 на Kodak Portra 400 и Москва-5 на Kodak T-Max 400. 

Можно сразу и увидеть, насколько по-разному воспринимается сюжет в цвете, и в черно-белом изображении.  Да и рисунок оптики разный.

В каждом селении Северной Осетии-Алании есть такие постройки. В том числе и здесь, в Цимити. Это родовые склепы, в которых хоронили представителей одного рода на протяжении нескольких веков. Необычная крыша показывает нам, сколько поколений здесь захоронено. Сколько ярусов крыши, столько и поколений. Представляете возраст этих построек?

Родовые склепы в селении Цимити. Mamiya M645 1000s, Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5, Kodak Portra 400
Москва-5, Индустар-24, Kodak T-Max 400

Комплекс оборонительных башен в верхней части селения.

Mamiya M645 1000s, Mamiya-Sekor N 55-110 mm f/4.5, Kodak Portra 400
Москва-5, Индустар-24, Kodak T-Max 400

И на снимках с Москвы действительно невероятная детализация.  Вот фрагмент оригинального скана с негатива.  Реальный размер изображения сейчас примерно 1 метр по горизонтали.

Фрагмент оригинального скана с негатива камеры Москва-5.

А вот так это снималось — просто видео на телефон.

Москва-5 — Моя Прелесть! Снято камерой смартфона BlackBerry KEYone.

Вы заметили, что фото отражено зеркально по горизонтали? Ну мне так больше понравилось.

 Мидаграбинская долина.

Мидаграбинская долина – это то место, где я не снял ничего.  Потому что безуспешно ждал свет.  А небо резко затянулось облаками, и нужного света не было.

Вообще это очень красивое место. Здесь можно сделать просто потрясающие кадры. При определенном положении Солнца, на склонах гор сверху вниз появляются яркие, сверкающие  серебряные нити. Почти во всю высоту гор, от самых вершин.  Это Мидаграбинские водопады.  Потоки воды сверкают в лучах Солнца. Всего водопадов около пятидесяти, но восемь самых крупных.  Это невероятно красивое явление, такие сверкающие нити на склонах гор, расположенных амфитеатром.  Но Солнце не должно быть закрыто облаками в тот момент, когда оно под нужным углом.

Мне не повезло.  Облака налетели быстро и закрыли Солнце.  И оно двигалось по небосклону, уже прошло нужные точки, но облака так и не разошлись. 

Снял только вот это. Но не на пленку. Смартфоном, просто так, на память.

Снято камерой смартфона BlackBerry KEYone.

 Ничего, будет повод еще раз сюда приехать. 

Даргавс.

Почти в каждом селении Северной Осетии – Алании есть родовые склепы.  Всего в республике  около 150 таких склепов. Из них 95 склепов – в Даргавсе.  То есть более половины сосредоточены в одном месте.

Даргавс — это целый город из склепов на склоне горы.  Здесь есть и подземные склепы, и надземные, в 3-4 этажа высотой.   В Даргавсе захоронено около 10 000 человек.  То есть в среднем около 100 человек в одном склепе.  Если точнее – несколько поколений одного рода в одном склепе…

Один склеп — один род. Количество ярусов на крыше — это столько поколений захоронено тут. Если крыша плоская — род завершился.

В каждом склепе внутри вдоль стен полки, на них лодки, в лодках естественные мумии. Горцы — гордые люди. Зачем ждать Акена, который перевозит на лодке в загробный мир через воды подземной реки? У настоящего горца своя лодка!

На Земле есть места, где происходят необъяснимые вещи. Склон горы, на котором расположен Даргавс – одно из таких мест.  Здесь происходит «естественная мумификация», то есть тела умерших просто высыхают и хранятся столетиями. Так же сохраняются их одежда, различные вещи. Словно просто припало пылью. 

У входа, на одном из склепов надпись: «Смотрите на нас с Любовью! Мы были такие, как вы. А вы будете такие, как мы…»

Сюда постоянно приезжают туристы. Кто-то понимает, куда они приехали, а кто-то не хочет понимать. Или вообще не умеет думать и понимать. Все ведут себя по-разному.

Находится на территории Даргавса можно, пока Солнце на коснулось горизонта.

По этой причине я ждал заката Солнца. Чтобы свет еще был, а неадекватных людей в кадре не было.  В эти считанные 1-2 минуты можно успеть сделать кадр.

Вот таким и остался Даргавс на пленке.  

Mamiya M645 1000s, МИР 26Б, Kodak EKTAR 100.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПОЕЗДКИ.

Писать о впечатлениях можно много. В общем, возникло желание посетить эти места еще не один раз, но более основательно подготовленному в плане экипировки.

Тем более, повод есть – я так и не снял вид на Мидаграбинскую долину с водопадами.  Не провел несколько дней в селении Верхний Згид.  Не сделал фото кошачьего царства в поселке Садон.  Так что все еще впереди 🙂

ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ.

У меня были с собой:

 —  Mamiya M645 1000s с замерной призмой и объективами  Mamiya Sekor 55-110/4,5 и Мир-26Б, 

 —  Москва-5 с несъемным объективом Индустар-24 (классическая схема Tessar).

 —  Штатив  SIRUI AM-225 с неродной головой Fujimi FJBH-03B

 — Экспонометр Ленинград-6, я пользовался им при съемке Москвой-5.

 — Рюкзак  WANDRD PRVKE 31 л.    

 — УФ светофильтры HOYA и Fujimi. 

 — Желтый светофильтр ЖС-18 и самодельная бленда на Москву-5.

Теперь подробнее об этой технике и всех плюсах-минусах.

Ленинград-6 я собрал из двух таких, купленных на Авито. Оба были (со слов продавцов) «в рабочем состоянии», но показывали что-то неадекватное. Понятно, что «умельцы» в них лазили и что-то там сами настраивали. Но мне было важно просто найти Ленинград-6, который не «убитый». Вот из двух собрал один.  Затем долго возился с ним, чтобы отстроить его.  И заново проградуировал шкалу  чувствительности пленки.  Если раньше там были значения 16, 32, 65, 130, 250, по номиналам ГОСТ  9851-68, то теперь только три значения ISO:  100, 200, 400.  Экспонометр Ленинград-6 мне очень нравиться, очень точный аналоговый прибор, удобный в использовании. Кто не знает, поясняю: Ленинград-6 единственная модель в линейке экспонометров Ленинград, у которой не селеновый элемент, а сернисто-кадмиевый фоторезистор (CdS). Ленинград-6 —  дорогой и точный измерительный прибор. В свое время, в 1960-х годах он стоил 65 советских рублей. Это примерно 15 000 – 20 000 рублей на сегодня.   Единственный минус – питание от батареек РЦ-53. Сейчас это редкость, и стоят дорого, и качество (срок службы) в разы уступает РЦ-53 времен СССР.

На штативе SIRUI AM-225 снизу был самодельный карабин, чтобы подвешивать рюкзак, и таким образом добавлять устойчивость штативу.  Просто сам штатив карбоновый и очень легкий, без «пригруза» нет нужной устойчивости.  В комплекте к штативу идет крючок – карабинчик для подвешивания рюкзака, но очень маленький и неудобный. Пришлось сделать крючок – карабинчик самому.  Вот так выглядит эта конструкция «штатив + рюкзак». 

В рабочем положении.

И на штативе SIRUI AM-225 у меня не «родная» голова SIRUI, а тоже ранее купленная Fujimi FJBH-03B. Ну денег же всегда не хватает, вот и не купил «родную» голову.  А на деле Fujimi FJBH-03B оказалась, мягко говоря, очень некачественным изделием. Тоже сильно пожалел об этой покупке… деньги на ветер.   Голова шаровая. Вот как кадр выставил, начинаешь закручивать зажим шара.  Когда все правильно сделано, то шар просто зажимается и все.  А тут в процессе зажимания шар начинает проворачиваться…  Немного, но достаточно, чтобы сдвинулись границы выставленного кадра. Никогда не думал, что у шаровой штативной головы может быть такая проблема.  

Перед поездкой покупал УФ-фильтры, все-таки съемка на высоте на цветную пленку без УФ-фильтра нежелательна. Если снимать без УФ-фильтра, то никакой обработкой затем синеву из белого цвета и из теней не убрать.  Всегда предпочитал фильтры HOYA или старые советские. Но не мог найти на МИР-26Б… Пришлось на МИР купить фильтр Fujimi.  Сильно пожалел об этом…  

Фильтр давал блики. Это было просто без слов. Ну я понимаю, что Fujimi – это бюджетная техника.  Но нельзя же делать бюджетное настолько некачественным! Блики при контровом свете, непонятное просветление (непонятно, есть ли оно), какая-то шершавая поверхность самого стекла фильтра.. Из-за такой поверхности чистить его практически невозможно.

Штативная голова Fujimi, светофильтр Fujimi …. Больше не хочу Fujimi !

У  HOYA все безупречно.  Никаких бликов, просветление, на объективе фильтр просто не виден – настолько он прозрачный.

Вот такие фильтры использовал:

УФ-фильтр HOYA — упаковка.

И вот этот фильтр на объективе.

Стекло фильтра практически не видно. Заметить можно только по цвету просветления, зеленому оттенку.

А вот это использовать не советую.

Вы видите просветление на фильтре Fujimi ? я не вижу.

На Москву-5 тоже был нужен фильтр. Только для съемки на черно-белую пленку.  Мне нравится снимать с желтым фильтром, особенно советским ЖС-18. Но как его закрепить на объективе Москвы-5 ?  На нем вообще нет резьбы под светофильтры…

Сделал так. Нашел советский ЖС-18 вот в таком исполнении. 

Вклеил его в бленду от объектива Юпитер-8. Вот так получилось.

Размер оправы светофильтра идеально подходит для того, чтобы просто одеть его сверху на объектив Москвы-5. Для точной подгонки размера на оправе фильтра есть три пары прорезей, позволяющие подогнуть края металла.

А у Москвы вот так выглядит объектив.

И вот так с надетым фильтром.

Также жалею, что не уделил должного внимания экипировке. Из «походной» экипировки у меня был только рюкзак «Первак» (WANDRD PRVKE). Действительно очень хороший рюкзак для фотоаппаратуры и не только.  На рюкзаке хорошее и закончилось. Одежда и обувь были совсем не для гор, и мне пришлось тоже пожалеть об этом…

В результате на следующий раз решил купить костюм от СПЛАВ,  Магнум Осень.  Вот такой  https://www.splav.ru/products/kostyum-magnum-osen-islandiya-haki/?product_id=486492

Это все не пустое, экипировка имеет большое значение.

Но самое главное – снимает не техника, не экипировка, а человек.  Всем рекомендую «учить матчасть», тогда и результаты будут хорошие.

Всем желаю успехов в фотографии. Снимайте на пленку!

Комментариев: 3
  1. Потрясающая статья! Очень интересно! Спасибо!
    На лавочке очень хочется посидеть!
    А на штативе у меня такая же проблема — закручиваешь и всё сдвигается.

  2. Бомба!
    Хорошо написано.
    Еще лучше снято!
    Недавно купил по рекомендации Москву 5.
    Изучаю матчасть.

    1. Спасибо Большое! А если освоите Москву-5, то точно не пожалеете. Только возможно, что камере потребуется профилактика. Когда я свою купил, отснял одну пленку и сразу отправил камеру мастеру. Просто когда механика очень долго лежала без движения, то профилактика обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *