ФОТОКАМЕРА МОСКВА-5. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛЕГЕНДА.
Камеры серии «Москва» производились в Советском Союзе, на Красногорском механическом заводе примерно с 1946 по 1960 годы. Ранее я уже размещал обзор – сравнение камер Москва-4 и Москва-5 https://foranganda.ru/москва-4-и-москва-5-субъективный-тест/ и сейчас не стоит повторяться, рассказывая про историю и (или) другие особенности этих камер. В данной статье будет просто обзор реальных возможностей камеры Москва-5 № 5967604 (1959 г.в.), которая была на профилактике в мастерской Gentle hand (Россия, г. Нижний Новгород).
Возможен вопрос: а если она и так работала, то для чего была на профилактике? Дело в том, что требовалась глобальная чистка всех механизмов, в первую очередь затвора, и чистка объектива. Требовалась настройка выдержек затвора. Просто за то время, которое прошло с 1959 г, все механизмы камеры, как снаружи так и изнутри, покрылись значительным «культурным слоем» из смеси пыли, остатков затвердевшей смазки, и т.д. Мастер все прочистил, все механизмы, оптику, полностью перебрал затвор, все выдержки отстроил, привел камеру в идеальное состояние.
В разных источниках можно найти информацию, что у камеры Москва-5 недостаточно резкий объектив. В основном, это мнение высказывают люди, которые эту камеру даже в руках не держали, а просто нашли в официальных источниках данные по разрешающей способности объектива — а там пишут 23 линии на миллиметр. Ну да, привыкли к цифрам 40-50 линий на миллиметр (далее лин/мм). Но ведь это для объективов под кадр 24 х 36 мм. А у Москвы-5 кадр 6 х 9 см. Попробуем условно пересчитать, как соотносятся эти различия в разрешающей способности.
Площадь кадра 6 х 9 см (60 х 90 = 5 400 кв.мм.), значительно больше, чем кадра 24х36 мм (864 кв.мм.) Больше в 6,25 раза. И если на каждом миллиметре такой площади Москва-5 выдаст разрешение 23 линии, то по высоте кадра будет 1380 линий. А у объектива с разрешением 40 лин/мм на кадре 24х36 по высоте будет 960 линий.
Но у Москвы-5 совершенно уникальный объектив.
Официально это Индустар-24 3,5/105. Вроде бы ничего особенного. Тем более, что в интернете можно найти «обзоры» про такой объектив. В основном там бывает один вывод: объектив нерезкий, с значительными искажениями, и лучше ему стоять на полке, нем на камере. И вообще, это старый советский объектив, а в СССР не могли делать ничего хорошего.
Ранее я в своих статьях писал, что руки должны из правильных мест расти, и матчасть надо учить. Сейчас я скажу более корректно: если у вас что-то не получается с камерой Москва-5, и вы недовольны ее объективом Индустар-24 3,5/105, то причины нужно искать в себе.
Так что же это за объектив Индустар-24 3,5/105 и почему выше я написал, что он уникальный?
Вот этот объектив и его оптическая схема. Объектив имеет межлинзовый центральный затвор, сложный, как часовой механизм. Не каждый мастер может его разобрать, сделать профилактику и собрать. А тем более – настроить. Но сейчас о другом. Оптическая схема ничего не напоминает?
Это же тот самый TESSAR, который создал Пауль Рудольф для фирмы Карл Цейс еще в 1902 году. Его уникальный рисунок отличается исключительной резкостью и одновременно пластичностью, глубиной изображения. Фотографы прозвали этот объектив «Орлиный глаз» за его способность создавать очень детализированное изображение.
Так вот что за птица сидит в камере Москва-5. Эта птица перелетела из Германии в СССР сразу после войны, когда по репарации в СССР переехала часть фирмы Карл Цейс, и прикормилась на Красногорском механическом заводе. Не удивительно, что многие не могут приручить эту птицу. Ведь чтобы работать с оптикой классических схем нужно головой думать. Тут все вручную.
Когда Москва-5 вернулась ко мне после профилактики, то я решил выяснить для себя три вопроса.
1. Как на самом деле она снимает в сложных условиях? Что можно получить от этого «Орлиного глаза» при съемке контрастных сюжетов, съемке против света, съемке в условиях очень слабого освещения без дополнительных источников света?
2. Какую пленку лучше использовать? Выбор стоял между пленками Kodak Ektar 100 и Kodak Portra 400. Почему был необходим выбор именно между этими пленками, поясню далее.
3. Будет ли засветка современной высокочувствительной пленки через окошко для отслеживания номера кадра, если работать в условиях прямых лучей яркого Солнца? Ведь в те годы, когда выпускалась Москва-5, таких высокочувствительных пленок фотографы не использовали.
Но вот с третьим вопросом я «перегнул палку». Потому что просто внаглую подставлял прямым лучам яркого летнего Солнца заднюю крышку камеры. В результате на нескольких кадрах я получил засветку. Сделал для себя выводы, где надо улучшить уплотнители.
Поэтому возвращаемся к двум первым вопросам.
У Москвы-5, точнее у ее объектива, очень своеобразный рисунок. Даже при съемке очень контрастных сюжетов, где есть и яркие и очень темные места, вообще нет «провалов» в светах и тенях. У объектива нет «звенящей» резкости, как у современных цифровых камер, но при этом резкость изображения всех предметов в кадре вполне достаточна. Все мелкие детали проработаны. При сильном увеличении, вокруг контуров предметов есть небольшой «световой ореол». А передача полутонов и объема такая, что изображение кажется живым. Ни один современный объектив не выдает ничего подобного.
Первый снимок, который мы рассмотрим, сделан в «классических» световых условиях: Солнце сзади-сбоку, выдержка 1/100, диафрагма 1:11, пленка Kodak Ektar 100.
Здесь и далее полный кадр будет выложен в уменьшенном размере, в 51 раз. Потому что полноразмерный скан в TIFF «весит» более 100 МБ. То, что здесь выложено, в JPG и «весит» 2,1 МБ. А вот фрагменты, которые будем рассматривать, взяты с полноразмерного скана, но переведенного в JPG, около 40 МБ, чтобы увидеть (насколько здесь это возможно) реальное качество.
Теперь рассмотрим фрагменты.
Как видите, все мелкие детали проработаны. И в светах, и в тенях. И резкость как по центру, так и по краю кадра.
Но самое «вкусное» на десерт. Вот оно – в этой террасе-балконе, где кажется глубокая тень, все равно проработаны все детали.
То есть на всем кадре присутствуют и очень светлые, и очень темные (глубокая тень) участки. И нигде нет «провалов» в светах и тенях. А весь кадр словно наполнен солнечным светом. Я не знаю современного объектива или камеры, которые творили бы такое.
Второй сюжет, который был снят на Kodak Ektar 100, это просто «зеленая стена». Такой вот забор из растений, листья которых образуют сплошную стену. Снималось на очень ярком Солнце, которое светило сбоку. Тут присутствует засветка (о чем я писал выше), но мы смотрим на проработку листьев.
И увеличенный фрагмент
Опять проработка в глубину, в тень. И при этом листики словно живые.
Далее будут два сюжета, снятых с одной точки, в одно время, но на разные пленки. Мне нужно было для себя выяснить, какую цветную негативную пленку лучше использовать с камерой Москва-5, если снимать в вечернее время. Многие сразу скажут: что тут думать, вечером лучшие цвета даст Kodak Ektar 100. Но у Москвы-5 особенный объектив, он не только хорошо прорабатывает света и тени, но и существенно меняет рисунок в зависимости от установленного значения диафрагмы. Для моих целей нужна диафрагма от 1:8, 1:11, 1:16. При работе с пленкой в 100 ISO это означает длинные выдержки, а это не всегда удобно… Вот и возникло желание попробовать Kodak Portra 400. Ведь другой цветной негативной пленки с 400 ISO нет. Раньше была Fujifilm PRO 400H, но она снята с производства.
Итак вечером, примерно в 19-30, в Калининграде на берегу реки Преголи, я сделал два кадра: Здание музея Мирового океана (планета-океан) и Корабль – маяк «Ирбенский», после чего пленка Kodak Ektar 100 закончилась. Тогда я зарядил новую пленку Kodak Portra 400 и сделал два кадра, точно таких же. Разница между съемками была не более 3-4 минуты.
Как и ранее, полный кадр здесь – это сильно уменьшенный JPG, весом 1,3 МБ. Оригинал – TIFF весом 107 МБ выложить здесь не представляется возможным. А вот фрагменты будут взяты из оригинала, только переведенного в JPG и «весящего» около 40 МБ.
Сначала Музей Мирового океана, Kodak Ektar 100.
Музей Мирового океана, Kodak Portra 400.
Цвет разный. Лично мне больше нравится Kodak Ektar 100. Теперь рассматриваем фрагменты — они тоже взяты со скана на Kodak Ektar 100.
Как видим, все полутона, тени, блики — все это передано достаточно хорошо. И тоже нет «провалов» в темных участках.
Теперь корабль-маяк «Ирбенский», Kodak Ektar 100.
Корабль-маяк «Ирбенский», Kodak Portra 400.
Слева в кадре темные деревья. Может хоть там что-то плохо проработано? Смотрим увеличенный фрагмент с полноразмерного скана.
Это называется «не дождетесь». Да, наш объектив не зря прозвали «Орлиный глаз».
Какой вывод? Если нужно показать оттенки заката, то однозначно Kodak Ektar 100. В остальных случаях вполне можно пользоваться Kodak Portra 400. Очень достойная пленка. К тому же на Kodak Portra 400 выдержки будут на две ступени короче, следовательно резкость лучше, да и иногда можно снимать и без штатива.
Конечно, Kodak Ektar 100 — самая мелкозернистая пленка. Но пусть это будет заботой владельцев малоформатных камер. Для Москвы-5 с ее кадром 6х9 см вопрос зернистости пленки вообще не актуален.
Далее кадры, снятые на Kodak Portra 400.
Для теста камеры в условиях плохого или сложного освещения я отправился в Ботанический сад Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Там есть интересные места, где действительно сложные световые условия.
Например, вот эта небольшая аллея. Солнце светит просто навстречу. Это видно по направлению тени. А в правой части кадра «стена» из высоких кипарисов. Между ними участки глубокой тени.
Посмотрим фрагмент, где есть и свет, и глубокая тень
И как вам такое? В начале статьи мы рассматривали снимок, где свет Солнца был сзади-сбоку, то есть вполне нормальные условия. И там было все хорошо проработано и в светах, и в глубоких тенях. А здесь Солнце просто светит навстречу, контраст и перепады яркостей очень значительные. Но это никак не сказалось на работе объектива: никаких «провалов», проработаны все детали.
Рядом с этой аллеей, в тени каких-то кустов (ну не специалист я в растениях), находился какой-то цветущий куст. Мне он показался красивым, потому что на него падал боковой свет. Решил посмотреть, как объектив Москвы-5 будет размывать фон при диафрагме 1:5,6. Ведь для кадра 6х9 глубина резкости на диафрагме 1:5,6 — это как на камере с кадром 24х36 мм при диафрагме (примерно) 1:2. Ну что сказать, красиво Москва-5 фон размывает. Без всяких «гаек», «крученого боке» и т.д. Просто чисто и красиво.
Но нам же всегда мало приключений.
Поэтому я ходил по ботаническому саду, пока не нашел совсем сложные световые условия. Просто запредельно сложные. Было как в сумерках. Потому что Солнце уже было очень низко, а все небо закрывалось огромными кронами деревьев. Передо мной был широкий ствол огромного дерева, покрытый рельефной потрескавшейся корой. Солнце было относительно меня как раз за этим стволом дерева, то есть ко мне ствол был обращен теневой стороной.
Когда я замерял освещенность объекта экспонометром, то для пленки ISO 400 он показал выдержку 1/4 секунды при диафрагме 1:5,6. У затвора Москвы-5 нет выдержки 1/4 секунды, есть 1/5 секунды. Так и поставил: 1/5 с. и 1:5,6. Камеру на штатив и в режим ожидания, когда чуть стихнет ветер, чтобы не сильно шевелились листья.
Вот этот снимок. Словно и не было почти сумрака, когда листики внизу у ствола были вообще плохо видны даже просто глазами. А объектив все это проработал. И на снимке кажется, что совсем и не темно.
Кадр перед съемкой проматывал, когда было еще хорошо светло, под прямыми лучами Солнца, отсюда засветка. Смотрим фрагменты с полноразмерного скана.
Вы можете поверить, что это снято почти в сумеречном освещении, без дополнительных источников света, просто на длинной выдержке? Я и сам не был уверен, что на кадре что-то будет стоящее, пока результат не увидел. А когда увидел, то стал уважать объектив Москвы-5 еще больше. Так и надо к технике относиться — с уважением.
На следующий день я отправился на остров Канта, чтобы снять вид на Рыбную деревню. Там есть интересное место съемки, откуда видно рисунок на стене здания и надпись на этом рисунке. Она как раз попадает на край кадра, что дает возможность практически оценить разрешающую способность объектива по краю кадра.
Смотрим фрагменты
Москва-5 оставила просто замечательное впечатление. Надо только разобраться с засветкой, но это дело техники, и вполне решаемое. Хотя, если так внаглую не подставлять ее заднюю крышку под прямые лучи яркого Солнца (я то это сознательно делал), то и нет засветки.
Объектив Индустар-24 3,5/105, который по факту Tessar, выдает безупречное изображение. Диапазон яркостей от глубокой до черноты тени, до яркого солнечного блика на поверхности снимаемого объекта просто запредельный. А когда я не только скачал по ссылке полноразмерные сканы, но и получил по почте негативы, то состояние культурного шока только усилилось.
Рассматривая на просвет на белом фоне через лупу негативы, я понял, что даже такой хороший сканер, как Noritsu HS-1800 с разрешением 7505 х 5028 (37 735 140 пикс), не вытягивает из негатива весь диапазон яркостей. То есть скрины фрагментов изображений, которые мы тут рассматривали, уступают в качестве оригиналу на пленке.
У меня в холодильнике лежит черно-белая пленка Kodak T-Max 400. Так что продолжение следует.
05.08.2021. ПРОДОЛЖЕНИЕ 🙂
Ну очень хотелось протестировать Москву-5 с качественной черно-белой пленкой.
Но предварительно нужно было решить вопрос с засветкой со стороны задней крышки. Причиной засветки которая появлялась на очень ярком Солнце, под прямыми лучами, оказались задвижки окошек с красным «стеклом» на задней крышке. Тех самых окошек, через которые смотрим, когда протягиваем пленку. Окошки закрываются специальными задвижками-шторками, для закрытия-открытия которых используются специальный кнопки-ползунки, которые надо двигать. Так вот, свет проходил именно через те щели (продолговатые отверстия), в которых и находятся кнопки-ползунки.
Проблема решалась просто: два слоя тонкого темно-серого геотекстиля между задней крышкой и прижимным столиком. Фиксировался геотекстиль отверстиями в самом же геотекстиле, через которые прошли пружины прижимного столика. Все, проблемы засветки больше нет. Проверено на прямых лучах Солнца, под которые я старательно подставлял заднюю крышку камеры.
Итак, работа с пленкой Kodak T-Max 400.
В качестве «модели» была выбрана кирха Пальмникена, которая находится в п. Янтарный Калининградской области. Её строительство началось 8 сентября 1887 года, и продолжалось до 3 января 1892 года. По местным меркам, это совсем не древнее строение… Здесь есть постройки значительно старше, например кирха Юдиттен, построенная в 1276-1288 годах.
Но Пальмникена — одна из самых красивых. Она построена из цельных крупных валунов, а углы и отдельные элементы выполнены из фигурного кирпича, и является копией капеллы Святого Георгия королевского замка Монбижу, расположенного недалеко от Берлина. Архитектор Пальмникены — Вильгельм Лоренц Бессель-Лорк. Пальмникена пережила не лучшие времена. К сожалению, здесь был клуб, затем бильярдная, затем склад.. были утрачены колокола, орган, цветные витражи. И сейчас некоторые говорят: зачем нам это сохранять, это же не наша культура. Нет, теперь Пальмникена наша. И если мы считаем себя культурными людьми, то должны беречь и хранить то, что нам досталось…
В 1990 г. то, что осталось от Пальмникены, было передано Русской Православной церкви. А в 2007 г. Пальмникена получила статус объекта культурного наследия, и началось её восстановление. Сейчас здесь находится действующий храм Казанской иконы Божией Матери.
Снимать Пальмникену камерой Москва-5 было сложно. Вокруг выросло много деревьев и кустарников, были построены различные здания, и т.д. Чтобы поместить здание Пальмникены в кадре, нужен объектив с углом зрения градусов 75° — 80° , не менее. Потому что отойти на расстояние и снимать объективом с нормальным углом зрения невозможно: или отходить некуда, другие постройки мешают, или в кадр попадет все то, что не нужно.
Но у Москвы-5 объектив с углом зрения 52°. И поставить на Москву-5 «широкоугольник» нет возможности. Поэтому было принято решение снимать фрагментами, которые можно поместить в угол зрения 52°. Но Пальмникена настолько красива, а рисунок объектива Москвы-5 так хорошо передает все нюансы этой красоты, всю атмосферу и энергетику места, что все получилось. Смотрите сами.
Оба снимка сделаны вечером, примерно за час-полтора до заката. Это хорошо видно по почти горизонтальным лучам Солнца. Удивительная вещь происходит в это время с экспозицией, при съемке на Москву-5 или аналогичные камеры. Ведь освещение есть, и еще довольно сильное. И пленка заряжена ISO 400. Но из-за почти горизонтального направления солнечных лучей, на уровне земли или одного-двух метров от земли, освещенность слабая. Потому что на пути света деревья, здания и т.д.
В результате выдержка 1/50 секунды, и листва деревьев «смазывается» из-за ветра. Но неподвижные предметы остаются резкими, с очень хорошей детализацией. на втором кадре, где выдержка 1/100 секунды, смазанность листьев тоже есть, но меньше.
На следующий день я отправился туда, где ранее Москвой-5 уже снимал тест — на берег Преголи, где начинается Калининградский залив, и где расположен Музей Мирового Океана. Один из корпусов музея — оригинальное здание-шар, «Планета-Океан», полностью покрытое стеклом цвета морской волны.
Вообще мне нравится снимать одни и те же предметы или сюжеты, но на разную пленку или разными объективами (камерами). Сразу видно различия в характере оптики, в рисунке и т.д. И когда нужно что-то снять, то уже знаешь, каую оптику и пленку взять для каждой конкретной цели.
Здесь, выше по тексту уже есть цветные фото этих же объектов на пленки Kodak Ektar 100 и Kodak Portra 400. Теперь снимаем на Kodak T-Max 400. Сначала снимаем с желтым светофильтром, затем без него.
Разница в тональности объектов конечно видна. Но можно снимать и без фильтра. Или с постоянным желто-зеленым.
Далее я просто хотел посмотреть, какую резкость можно получить от объектива Москвы-5, максимально закрывая диафрагму. И будет ли при этом затемнение краев кадра, так называемое «виньетирование» ? В интернете пишут, что будет. Снял фильтр, поставил выдержку 1/50 секунды (все равно камера на штативе) и диафрагму 1:22.
Увеличим центральную часть, посмотрим резкость.
Никакого виньетирования нет. Резкость впечатляет. Все хорошо.
Тестовые съемки Москвой-5 закончены. Дальше — только красивые кадры.
Москва-5 — механическая легенда прошлого века, ей на сегодня 62 года. Но она живее всех живых
________________________________________
С уважением ко всем, кто нашел в себе силы все это прочесть.
Отлично.
Такого у меня не было, маловат был, не заработал. Заработал на Зенит TTL со всеми объективами -передам по наследству и никоны в придачу.
У отца были две камеры Москва 5, я успел попользоваться в юности, но потом перешел все таки на Зенит с объективом Мир-1.Фото на широкоформатную пленку получали как картинки :ok_hand: :thumbsup:
У меня была Москва-4, очень хороший аппарат! На проработку деталей в светах и тенях влияет не только объектив, но и фотографическая широта фотоматериала и несомненно сам процесс проявки. Я на ч/б фотоплёнках умудрялся в разы увеличит фотографическую широту используя двухрастворный проявитель. Что касается Индустаров, то у них ещё невысокая разница в разрешении в центре и по краям. А, например, такие объективы, как Гелиос-44, безбожно заваливают края, из-за чего их и называли портретниками. Посмотрел сейчас на цены описываемых Вами плёнок и… расхотелось возобновлять свои фото-экзерсисы, хотя…. возможно ч/б фото займусь!
Николай, спасибо за хороший отзыв о камерах Москва! А что касается пленок, точнее их цены, то я ведь для чистоты эксперимента использовал такие дорогие пленки профессионального класса. Просто мне они были нужны в данном конкретном случае. И будут нужны для того применения Москвы-5, для чего я ее и покупал. Но есть пленки и дешевле. Все зависит от целей, для чего Вы будете снимать.
Есть у меня задумка купить Москву-5 и попробовать снова плёночную фотографию, тем более, что есть отданный мне в длительное пользование сканер EPSON Perfection 4990 Photo. Он принадлежит учреждению, но не используется.
Опасное это дело, пробовать снова пленочную фотографию, предварительно купив Москву-5 🙂 Может так понравиться, что уже и дальше будете снимать. а у Москвы кадр 6х9 см, на пленке помещается всего 8 кадров… А пленка хорошая от 1200 р и выше за штуку 🙂
ForanGanda, я займусь ч/б фотографией. Я в 80-е занимался фотографией почти профессионально и все растворы готовил сам. Между прочим, бесконечные «патроны» в цифровых камерах провоцируют на бездумное кнопкодавство, лишнее сотрём. Ограниченность и цена каждого кадра будет дисциплинировать 🙂
ЗдОрово! Я думал, что плёнки сейчас, да ещё большого формата, это такой путь самурая, что такого уже не бывает. А оно вон как, оказывается!) Я сам сторонник цифры, просто мне самому цифровой процесс интереснее, но замечу тут: при проработке светлых и тёмных деталей снимка имеет значение не только объектив, но и то, что у цифровых камер называют динамическим диапазоном матрицы. Кажется, у плёнок этот диапазон всё ещё шире, чем у современных матриц. А объектив снимает красиво. Большой формат вообще живее всех, что меньше, и объектив ему вполне соответствует. Хотя создавался ещё во времена, когда цветная фотоплёнка не была изобретена, между прочим, но с цветами работает хорошо. В общем, статья порадовала, благодарю!)
«Кажется, у плёнок этот диапазон всё ещё шире, чем у современных матриц.» Тут вы заблуждаетесь, и очень сильно. Даже первая камера Кэнон «Кролик» уже превзошла на много слайд по этому параметру. Обратите внимание на то, что даже при съёмке на плёнку дневного света вы уже не сможете снимать с лампами накаливания. Тени на слайде никогда не приработаются, если вы хотите проработку деталей в освещённых солнцем облаках. Так что цифра — настоящее спасение для фотографов.
Вообще-то некорректно сравнивать «динамический диапазон» слайда и цифровой матрицы. К тому же есть разница между динамическим диапазоном и фотографической широтой. Часто путаем эти параметры. Широта — способность пленки или матрицы хоть как-то зафиксировать диапазон внешних яркостей, а динамический диапазон — способность реально воспроизвести какой-то диапазон оптических плотностей на пленке (негативе, слайде) , или минимум — максимум энергии (электронов) в каждом пикселе цифровой матрицы.
И вот тут много интересного.
Например, фотографическая широта бюджетной негативной пленки в пределах от 2 до 9 EV (экспонометрических единиц), слайда 2 — 4 EV, а вот профессиональные негативные пленки и кинопленки (Kodak Vision например) выдают аж 14 — 16 EV.
Так что у слайда этот показатель как раз узкий, а у профи негатива и кинопленки — очень широкий.
У бюджетных цифровых фотокамер это значение около 7-8 EV, а дорогих 10-12 EV. Так что у пленки (кроме слайда) как раз этот показатель лучше, чем у цифровой матрицы.
Про динамический диапазон «загружать» не буду, чтобы не писать здесь много тескта и цифр. Но там примерно так-же.
Валентин,прекрасные снимки получились.А какой у вас экспонометр для этой камеры ?
Роман, спасибо за интересный вопрос. Использую экспонометр Ленинград-6, его первую версию. Вот здесь такой подробно описан https://fotoussr.ru/gadgets/leningrad-6/
Правда пришлось с ним повозиться, перекрасить шкалу светочувствительности пленки, там была шкала под старый советский ГОСТ, а единица чувствительности тогда не соответствует единице сейчас. То есть (условно) 100 тогда — это не 100 сейчас. Проградуировал ее под современные ISO 100, 200, 400.
Экспонометром Лениград-6 очень доволен, измеряет безупречно. Даже в условиях очень слабой освещенности.
Валентин,удивлён,честно говоря,что у вас такая модель.
Думал,что советскими сейчас не пользуются.
Лежит в шкафу «Ленинград-4» (1978).Состояние нового,а чехол до сих пор приятно пахнет кожей.Ради любопытства,решил его проверить.При тестировании с моим Пентаксом-3 выяснилось,что Ленинград даёт одинаковые с ним диафрагмы,а выдержки-другие…Селеновый элемент недолговечен.Задумался над покупкой экспонометра для своих плёночных аппаратов.Компания «Sekonic» выставляет конский ценник за свою продукцию.Носить Пентакс весом 1248 граммов в качестве экспонометра не хочется.
Да, селеновый элемент служит несколько лет, затем может давать отклонения. Но может быть и другое. Как я писал в комменте выше, Советский ГОСТ (а по нему проградуированы шкалы выдержки/диафрагмы экспономеров) тоже менялся. Точно в какой году, не помню. И условно ГОСТ 100 единиц в 70-е годы — это не ISO100 сегодня.
Но я сам столкнулся с этим, когда пришлось проградуировать заново шкалу своего Ленинград-6. Потому что в нем не селеновый элемент, а сернисто-кадмиевый, он не «проседает» со временем. Возможно, Ваш Лениград-4 просто проградуирован по старому Советскому ГОСТУ, а может и селеновый элемент «просел» от времени. И не факт, что сравнение с замером в цифровой камере корректное.
Когда я заново градуировал шкалу чувствительности на своем Ленинград-6, то делал это по практическому результату съемки на пленку пленочной камерой. Снимок — запись в таблицу — проявка — сравнение. И так не одну пленку. Работа длинная, но зато все выставил точно.
А насчет «»»Задумался над покупкой экспонометра для своих плёночных аппаратов.Компания «Sekonic» выставляет конский ценник за свою продукцию. Носить Пентакс весом 1248 граммов в качестве экспонометра не хочется»»» то тут два варианта.
1. Пленочная камера со встроенным замером. И дать ее на профилактику в мастерскую, например https://vk.com/gentle_hand
2. Найти экспонометр Свердловск-4 на Авито, новый. Они более современные, на них шкала уже по современной системе чувствительности, совпадает с ISO. Стоить будет дешевле «Sekonic», а работать так же. Ленинград-6 в новом состоянии найти нереально.
Ленинград положу обратно на полку.
Плёнку отложу пока.
Ого! Это же целое фото расследование! Очень увлекательно, прочитала на одном дыхании!!! Такая огромная работа проделана! А возможности фотоаппарата действительно впечатляют!
Это не расследование, просто подробная информация о камере. Продолжение здесь https://foranganda.ru/фотокамера-москва-5-результаты-реальн/
Вообще Москва-5 — это полностью ручной и достаточно совершенный инструмент. Но требует знания основ фотографии, оптики… Для большинства современных цифровых «фотографов» это непреодолимый барьер. Может быть, именно поэтому в Интернете так много негативных отзывов про эту камеру.
Тоже снимаю Москвами, но почти всегда обхожусь без штатива, на 1/100 — 1/50 нормально получается снимать с рук, даже 1/25 можно снимать с рук, если нет отягчающих обстоятельств в в виде ветра, холода и трясущихся рук.
«Мягкая деликатная проработка рисунка и надписи.» В смысле размазанное, нечёткое изображение до нечитаемости текста. Такое я обычно отправляю в урну.
Ну тут есть очень большая разница, что мы понимаем под качеством. Для меня звенящя резкость, контраст и насыщенные краски не являются показателем качества. Это как судить о качестве игры симфонического оркестра исключительно по громкости его звучания.
Но есть люди, которые просто другое не видят, не воспринимают. Об этом цитата из моей статьи «К нам вернулась пленка» есть на этом сайте:
» Фанаты технического прогресса и дальше будут влезать в чужой разговор и агрессивно доказывать, что только современная оптика с кучей линз, и современная цифровая матрица, способны создать качественное изображение, и в доказательство выкладывать ссылки на свои мягко говоря посредственные, но резкие фотографии. Это не лечиться.»
«Это как судить о качестве игры симфонического оркестра исключительно по громкости его звучания». Нет, не так, дружище, ибо вы предлагаете вариант в котором многие инструменты вообще не слышны, либо звучат с искажением.
«Фанаты технического прогресса и дальше будут влезать в чужой разговор…». Если вы, дружище, считаете, что это сугубо ваш междусобойчик, то стоило бы заранее об этом предупредить, а не приглашать всех желающих на вашей странице ВК.
С чего Вы решили, что я Вас сюда приглашал?
На страничке ВК у меня написано, что я занимаюсь пленочной Фотографией. И общаются со мной не только «пленочники», но и те, кто снимает на цифру. Просто все эти люди действительно занимаются Фотографией.
А чем занимаетесь Вы, если тут что-то доказываете, сравнивая технические результаты сканов негативов пленочной камеры 1959 года с современным цифровиком?
Осознание вообще есть, что Вы с чем сравниваете?
Да. я уже привык, что периодически внезапно откуда-то сбоку появляются люди, которые навязчиво пытаются что-то доказывать про совершенство современной цифры. Их никто не зовет, они сами вылезают, вклиниваются, и что-то доказывают. Наверное думают, что мы нуждаемся в таком «образовании» от вас.
Спешу разочаровать, в большинстве случаем мы знаем «матчасть» лучше любого современного, чисто цифрового фотографа. И я тоже снимаю на цифру, когда это нужно. Но пленка мне нравится больше. Каждый инструмент для своей цели.
А что касается чисто технической стороны, то если и сравнивать, то не Москву-5 с современным цифровиком. Это шизофрения какая-то. Надо взять Мамию конца 80-х или 90-х годов, с её совершенной оптикой, снять тест на профи пленку, Эктар или Вижн, или что-то подобное, отсканировать не на Норицу, а на Имаконе, чтобы «вытащить» из негатива максимум возможного (для сканера). Вот тогда сравнивать.
Вам искренне желаю уйти от зацикленности на технике и заняться Фотографией. Это немножно шире, чем просто мегапиксели.
«Для меня звенящя резкость, контраст и насыщенные краски не являются показателем качества.» Не понял, о чём вы. Качество определяется вполне конкретными техническими характеристиками воспроизводимого изображения. Это — аксиома, какой бы иной смысл вы не вкладывали в этот термин. Другое дело, — это художественная сторона. Тут у каждого своё субъективное мнение. Размазанный текст на вашей фотографии, я не считаю художественным шедевром, и тем более высококачественным технически. У вас может быть иное мнение, но и вы, видимо не считаете его технически совершенным.
Вы когда-нибудь смотрели работы классиков Фотографии? Мастеров 19 — 20 века? Там что, звенящая резкость везде? Или другие «признаки качества» с Вашей точки зрения?
Наверное. в настоящей Фотографии дол;но быть что-то еще, кроме чисто технической стороны.
Вам никто не мешает сделать сайт или открыть Сообщество, где будут собираться почитатели мегапикселей и восхищаться очередным многомегапиксельным кеноном или чем-то еще супер совершенным с вашей точки зрения.
Простите, но мне неинтересно общаться на эту тему.
«…всю атмосферу и энергетику места, что все получилось. Смотрите сами.» Дружище, а что здесь насчёт воспроизводимого динамического диапазон? Где детали в светах и в тенях. Цифра бы справилась легко.
Привет, Дружище, представитель фотографического сообщества Калининграда! Сразу заметно по стилю общения 🙂
Поясняю для понимания. Здесь, на сайте, выложены СКАНЫ с негативов, к тому же сильно «облегченные». То есть как раз при переводе с негатива (пленка) в так воспеваемую Вами цифру (сканер) этот самый динамический диапазон ….. как-то сильно уменьшился.
Хотя и сканировалось хорошим сканером Noritsu HS-1800, но и он не вытащил всего с негатива.
А на негативе, если через лупу на просвет смотреть, то все хорошо.
То есть, хотите сказать, что зритель должен вам верить на слово, и любоваться произведением домысливая, что там было в негативе, в то время, так можно просто снять самой простой цифровой камерой и не корячиться с этим самым Noritsu HS-1800, к тому же за деньги.
И ещё. Вы вправду считаете, что дополнительное вмешательство в процесс получения изображение (оптико-механическое сканирование) не ухудшает картинку по всем параметрам? Или вы довольствуетесь негативом и конечное изображение для вас не имеет значение? Возможно, конечно вам по душе именно дисторсия, хроматическая аберрация, потеря резкости, и тд, которые устраняются в камере автоматически? Ну, это, как говорится дело вкуса.
Уважаемый (где-то) Федор! У меня в электронной почте куча сообщений от программы-блокировщика спама на моем сайте. И везде ссылки на Ваши комменты (одобрить или нет? или в спам?) Потому что пошло от Вас слишком многг текста и ссылки. Вручную вытаскивать все ваше литературное творчество из спама не буду, поскольку согласен с программой.
Если хотите где-то самовыражаться — не здесь. Ищите другое место, где Вас будут внимательно слушать. Потому что писать комменты и доказывать что-то Вы будете очень много и очень долго, пока с Вами не соглясятся, только чтобы Вы отстали. Но это уже клиника, а здесь не больница. Здесь сайт о Фотографии, а не площадка для бесконечных споров и доказывания исключительной точки зрения себя любимого.