skip to Main Content
СОВЕТСКИЕ ОБЪЕКТИВЫ

СОВЕТСКИЕ ОБЪЕКТИВЫ

Прошло 27 лет, как нет такой страны – Союз Советских Социалистических Республик. Среди нас есть те, кто эту страну помнит. Помнит, какая была жизнь в СССР на самом деле. А есть уже и новое поколение, которое получает информацию об СССР из различных источников, к сожалению, не всегда правдивых. Чаще источников ложных, где все переврано, перевернуто с ног на голову. Кому-то так нужно, чтобы молодое поколение не знало правды о былом величии своей страны.

Сейчас наша патриотическая часть общества гордится достижениями уже Российской науки, создающей новые технологии. Мы гордимся новыми системами вооружений, которые не имеют аналогов в мире. Но если внимательно покопаться в прошлом, то окажется, что многие эти идеи были еще в СССР. Что-то уже испытывалось, что-то еще было только в разработках.

Недавно наш Президент рассказал о новых видах вооружений. Малогабаритный ядерный двигатель на крылатой ракете и подводном аппарате, боевой лазер, летательный аппарат со скоростью полета более 20 Махов… Конечно, эти достижения радуют. Но еще больше радует то, что все это начиналось еще в СССР, и не было забыто, а было сохранено, и начало свою новую жизнь уже сейчас, через 20-30 лет. И это действительно так. Я помню, я жил в то время. Если кому интересно, поищите информацию, она не закрыта.

Многое, что было сделано в СССР, для современной России еще недоступно. Например, пока не можем сделать тяжелый транспортный самолет, а в СССР были Ан-124 грузоподъемностью 120 тонн, и Ан-225 грузоподъемностью 250 тонн. Не можем сделать сверхтяжелую ракету-носитель, а в СССР была «Энергия», которая выводила в космос более 100 тонн. Кстати, «Энергия» реально выводила такую нагрузку, и имела возможность возвращения на землю блоков первой ступени. Вспомните недавний восторг в СМИ по поводу запуска Falcon Heavy. Да люди просто уже не помнят, что более 30 лет назад в СССР летало такое, по сравнению с чем эта Falcon Heavy просто ….. не хочется выражаться неприличными словами, а другими тут не скажешь.

Транспортные самолеты Ан-124, сделанные еще в СССР, до сих пор на службе в ВКС России. Заменить пока нечем. Именно самолетами Ан-124 в 2015 году в Сирию были доставлены и С-400, и ударные вертолеты, и другие системы и вооружения. Всего 10200 тонн военных грузов были доставлены быстро и неожиданно для наших западных «партнеров».

В данной статье поговорим о совершенно другом, что тоже было в СССР. Это не самолеты, не ракеты и не космическая техника. Сейчас мы почти забыли это направление — это разработка и производство объективов для фотоаппаратов.

Для современного обывателя вообще непонятно, зачем нужны какие-то объективы. Ведь есть смартфоны с камерами, и само понятие «фотоаппарат» как-то не востребовано. На камеру смартфона снимается все, затем это все выкладывается в социальных сетях или пересылается вайберах, телеграммах т.д.

Но фотографические объективы СССР стоят того, чтобы о них рассказывать.

В СССР производились и фотоаппараты, и объективы к ним. Наша оптика не уступала зарубежным аналогам. Напротив, объективы МР-2 Руссар, Мир-1, Таир-11, Таир-3, МТО-500 и МТО-1000 производства Красногорского завода в свое время получили Гран-при на EXPO 1958 в Брюсселе.  

Тогда оптику выпускали в оправе из белого металла. На фото ТАИР-11 и Мир-1, 1958 г. 

Нужно отметить, что не все оптические заводы в СССР делали высококачественные объективы.

В массовом производстве было множество объективов, и выпускались они различными заводами-производителями. И качество было различным, часто зависело от того, где именно объектив был выпущен. Поэтому нельзя утверждать, что все советские объективы были выдающегося качества.

Например, мне ни разу не попадались качественные объективы производства БелОМО (оптико-механический завод в г.Вилейка, Белоруссия), куда по указанию «сверху» была передана часть документации по производству фотоаппаратов и объективов с Красногорского завода им. Зверева (КМЗ). В результате в продаже были два варианта фотоаппарата «Зенит»: Красногорский (КМЗ) и Вилейский (БелОМО). Соответственно, и объективы к ним были разного производителя. И очень разного качества. К сожалению, практика передачи документации для продолжения производства, или параллельного производства, с более высокотехнологичного завода на менее технологичный, периодически повторялась. Так обеспечивалась массовость производства.

Обычно производство начиналось на Красногорском заводе (КМЗ), а затем предавалось на другой завод. Так произошло, например, с объективом Юпитер 21А. Его производство было передано на Вологодский оптико-механический завод (ВОМЗ), где он выпускался уже как Юпитер 21М. К сожалению, смена завода-производителя привела к ухудшению качества. В результате сейчас можно легко найти в продаже с рук Юпитер 21М (ВОМЗ) и очень сложно найти и купить Юпитер 21А (КМЗ).

Насколько Юпитер 21А (КМЗ) качественней, чем Юпитер 21М (ВОМЗ)?

Чтобы увидеть разницу, нужно сделать тестовую съемку с использованием профессиональных полнокадровых камер. Таких, как Nikon D5, D850, DF, Pentax K1, K1 II, Sony a7, a9, и им подобных.

Юпитер 21А (КМЗ) покажет лучший результат. Многие фотографы с большим стажем работы называют этот объектив «бриллиантовым» за уникальное качество создаваемого им изображения.

Но самое главное то, что если провести аналогичное сравнение-тестирование Юпитер 21А и совсем не дешевых современных объективов известных производителей, то результат сильно удивит. Юпитер 21А окажется, как минимум, не хуже. А в большинстве случаев и лучше.

Мне пришлось как-то наблюдать такое тестирование. Для теста я принес свой Юпитер 21А, 200/4, заводской номер 000364, и его сравнивали с современным объективом Canon 200/2,8 L-серии. Сравнивали на камере Canon EOS 5D Mark III. Надо было видеть удивленное лицо обладателя Canon. Объектив Canon 200/2,8 L-серии считается профессиональным, и его стоимость около 55 000 рублей. Но он уступил в качестве изображения старому советскому объективу.

Ранее был еще один тест этого же объектива Юпитер 21А, 200/4, заводской номер 000364, с объективом Nikon 80-200/2,8

https://nesovet.livejournal.com/421064.html

На фото Юпитер-21А, то самое советское чудо со знаком качества.

Юпитер 21А не единственный объектив, который выпускался в СССР и был настолько качественным.

Фактически было деление на массовое и не очень массовое, а иногда для специальных нужд, или по отдельным заказам, производство объективов.

Массовое – это огромное количество объективов Гелиос 44 и его модификаций, выпускавшихся на разных заводах. А также различные Индустары, Триплеты и пр. Все это выпускалось, чтобы обычный гражданин мог свободно купить недорогой фотоаппарат и самостоятельно заниматься фотографией. В каждой школе, в каждом Доме Культуры были фотокружки и фотоклубы. Выехать на пикник или пойти в поход, и взять с собой фотоаппарат, чтобы затем самостоятельно проявить пленку и напечатать фотографии, было очень распространенным явлением. Вот для этих целей и выпускалось огромное количество недорогих фотоаппаратов и объективов.

Сейчас можно найти в интернете восторженные отзывы о старом Гелиосе 44 или Зенитаре М, который кто-то купил на руках или нашел в кладовке у родственников, установил на современный цифровой фотоаппарат и сильно удивился результату.

Вот, например  https://nikitinskii.livejournal.com/649629.html

Таких примеров много, достаточно поискать в Интернете.

Так сложилось, что в СССР было выпущено большое количество объективов, самых разных. Значительная часть была тем самым «массовым производством», когда на первом месте было количество, а не качество. Но были и другая часть, которая изготавливалась с очень высоким качеством. В нашей статье мы рассмотрим именно эти объективы.

Они продавались отдельно и стоили совсем не дешево. Например, очень неплохой объектив Юпитер 37А стоил 100 советских рублей. А его улучшенная версия стоила 120 рублей. Это была почти месячная зарплата среднего уровня. Некоторые объективы стоили в 2-3 раза дороже.

Основными производителями качественных объективов были Красногорский завод им. Зверева (КМЗ), Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), Киевский «Завод Арсенал», также отдельные выдающиеся изделия были произведены на Лыткаринском заводе оптического стекла (ЛЗОС), Валдайском заводе «Юпитер» и Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ).

Это объективы можно разделить по сериям, перечислю некоторые:

— Юпитер 37А (КОМЗ), Юпитер 21А (КМЗ), Юпитер 9 (КМЗ и ЛЗОС),

— МС АПО Телезенитар К 4,5/300 (КМЗ), МС Вариозенитар К 2,8-3,5/25-45 (КМЗ)

— МС Волна 1,4/50 К, МС Волна 1,8/50 К, МС Волна 2,8/35 К и другие Волна, производства ЛОМО .

— МС Волна 9 Макро (ЛЗОС)

— Таир 11 А (КМЗ)

— Гелиос 40 (КМЗ), Гелиос 77 (Валдайского завода «Юпитер») Гелиос 81 (Завод Арсенал)

— МС Вега 28 (Завод Арсенал)

— МС Калейнар 5Н (Завод Арсенал)

В данной статье нет смысла перечислять все эти объективы, все их модификации. Эта информация не закрыта, и любой желающий может найти е в Интернете. Важен сам факт: в СССР производились очень качественные объективы, которые и сейчас не уступают, а иногда и превосходят современные зарубежные.

И вот здесь мнения людей, называющих себя фотографами, расходятся.

Одни утверждают, что эти советские объективы имеют уникальный, особенный, художественный «рисунок». И что для получения результата просто надо выключить режим «авто» в камере и начать думать головой. Конечно, если там есть, чем думать. Потому что снимать советскими объективами возможно только в ручном режиме. В них нет автофокуса и других прелестей современности.

Вот тест известного и уважаемого в фотографической среде блоггера-фотографа, который сравнивает на практике пять советских и три японских объектива. Притом среди японских присутствует объектив высшего класса качества – Canon 16-35/2,8 L   http://evtifeev.com/586-canon….    Тест выиграли Юпитер 37А и Юпитер 9. Это не единичный случай, надо просто поискать информацию о подобных тестах.

Другие утверждают, что любые хорошие советские объективы – это миф. А высокое качество может быть только у зарубежной техники. Просто потому, что в СССР не могли, не умели, не хотели делать настоящее качество. Что нужно купить два ведра советских объективов, и среди них может быть один будет относительно качественный. Но скорее всего, не будет. Вот примеры такой точки зрения  http://exclufoto.ru/2010/09/so…   и вот тоже  https://strravaganza.livejourn…           Эта точка зрения распространена среди тех, кто понимает качество объектива как исключительно два параметра: высокую резкость и хорошую цветопередачу. Больше ничего. И кто не способен понять, что в родной стране тоже могут делать хорошие вещи.

Мое личное мнение, что высокое качество советских объективов — это не миф, а реальность. Но открывается эта реальность далеко не каждому. Если кроме резкости и насыщенности красок вы можете увидеть еще объем, пластику, настроение, поведение света, то вы сможете увидеть тот самый «рисунок» объектива. Каждая серия объективов имеет исключительно свой «рисунок». И советские объективы имеют «рисунок», у каждой серии объективов свой индивидуальный «рисунок». Ведь фотография – это рисование светом. И объектив – это инструмент для рисования. Для разных целей и задач есть разные инструменты, разные объективы. Иметь комплект таких объективов, это как иметь набор инструмента, как набор различных кистей и красок. Можно управлять светом и получить такое изображение, которое несет в себе настроение и чувства, которые вы изначально захотели создать. Есть только одно условие: надо забыть про автоматические режимы, думать головой и самостоятельно устанавливать все настройки, ставить свет, наводить на резкость и т.д.

Если нет знаний, или желания работать над собой, то это не дает права утверждать, что советские объективы некачественные. Просто это инструмент для того, кто может им пользоваться.

Советские объективы делались по очень хорошим, уже классическим оптическим схемам.

Например, оптическая схема «Planar» была рассчитана Паулем Рудольфом в 1896 году, для фирмы Carl Zeiss. Схема оказалась настолько удачной, что используется и сейчас. Это уже классика. Меняются сорта стекла, технологии просветления, конструкции оправы. Но остается оптическая схема. Что такое оптическая схема, показано на этом рисунке.

Изначальная схема Planar была такой:

Классические оптические схемы, которым не один десяток, а иногда и более 100 лет, использовались в советских объективах. Это наследие досталось после Великой Отечественной войны, когда в СССР привезли оборудование, документацию и специалистов известной немецкой фирмы Carl Zeiss. Отлично зарекомендовавшие себя оптические схемы были пересчитаны на имеющиеся в СССР сорта оптического стекла.

Советский объективы серии Юпитер – это схема Sonnar, серии Гелиос 44, 40 – схема Biotar , серии Индустар – схема Tessar, и т.д

Копировать классические схемы Carl Zeiss — это хорошо или нет? Наверное, это было правильным решением на то время. На Востоке есть мудрость: если ты повторяешь как мастер, то ты мастер. В СССР сумели повторить и запустить в серийное производство. А дальше стали еще и развивать. Например, известная схема Planar была пересчитана и доработана, в результате появилась серия объективов Волна (ЛОМО). Не все объективы СССР были сделаны по классическим немецким оптическим схемам. Например, объективы «Таир-3», «Таир-11», «Гелиос-40», «Мир-1», которые получили Гран-при на EXPO 1958 в Брюсселе, были рассчитаны советским оптиком                     Д.С. Волосовым. Серии Вариозенитар и Телезенитар были разработаны на Красногорском механическом заводе. Эти объективы и сейчас не уступают современным зарубежным аналогам, если они есть. Например, я не знаю аналога для «Таир 11». Можно привести множество зарубежных объективов 2,8/135 (как Таир 11), но речь идет не о диафрагме и фокусном расстоянии, а о том самом «рисунке» оптики.

Объективы СССР были изготовлены из высококачественного оптического стекла, а их оправы – из качественных сплавов металлов. Эти объективы не имеют встроенных плат с чипами, пластмассовых деталей, других признаков современной техники. Только стекло и металл, только механика. С годами может высохнуть смазка или расслабиться пружина привода диафрагмы. Смазку и пружину можно заменить. И объектив, которому 40-50 лет, будет исправно служить вам еще долгие годы.

На фото объектив «МС Волна» 1,8/50, выпускавшийся ЛОМО для фотоаппарата «Алмаз-103». Советская классика, стекло и металл.  Из пластика только крышка.

В моей коллекции есть объективы, которым более 50 лет, и они в отличном рабочем состоянии. Хотелось бы мне увидеть любой современный стекло-пластиково-ультразвукомоторный объектив стоимостью 30-60 и более тысяч рублей объектив через 50 лет использования… Нет, лучше не видеть, жалкое будет зрелище.

Конструктив имеет значение. Вот фото, современный объектив сломался, отломился байонет. И видно, что внутри. Печально, внутри пластик. И резьба нарезана в пластике.  

Конечно, не все так плохо за рубежом. Там тоже делают очень качественные объективы из стекла и металла, которые имеют просто замечательный «рисунок», и которые не только не уступают, но и превосходят советские. А может и не превосходят. Грань очень тонкая. Это спорный вопрос. Но это объективы высочайшего качества. Вот примеры:

Объективы PENTAX серии Limited, их целая серия, два можно увидеть по ссылкам: https://www.ricoh-imaging.ru/items/obektivy_ricoh_pentax/_limited/

Объективы LEICA серии M  https://ru.leica-camera.com/Фотография/Leica-M-System/Объективы-системы-M

Это не окончательный список, зарубежные  высококачественные объективы производили и производят различные фирмы. Кому интересно, можно поискать информацию. Но главное в другом. Просто нужно посмотреть на цену таких объективов.

А цена от https://market.yandex.ru/catalog—obektivy-v-kaliningrade/56195/list?how=aprice&glfilter=7893318%3A974027&onstock=1&hid=90613&local-offers-first=0

И до https://market.yandex.ru/catalog—obektivy-v-kaliningrade/18041932/list?glfilter=7893318%3A13490605&cpa=0&hid=90613&onstock=0&local-offers-first=0

Ну как, понравилось? Советский объектив, даже очень дорогой, сейчас можно купить максимум за 20-25 т.р. Это Юпитер 21 А или МС АПО Телезенитар К 4,5/300. За их исключительную редкость. А остальные дешевле. Далее, когда начнете снимать, результат будет полностью зависеть от вас. Независимо от того, снимаете Вы советским объективом за 5000 рублей, или объективом LEICA за 370 000 рублей.

Многие зададут вопрос: так что это за «рисунок», что это за «классические оптические схемы», и вообще, для чего все это нужно? Хорошая резкость и яркие краски – разве что-то еще определяет качество?

А это уже вопрос культуры и образования общества. Если человек имеет клиповое мышление и способен воспринимать только непродолжительные потоки информации, иначе не может успевать их понять, то такому человеку достаточно хорошей резкости и ярких красок. К сожалению, сейчас образование подрастающего поколения идет именно в этом направлении. Смартфоны, ЕГЭ, соцсети, лайки. Что было 10 лет назад, уже не помним. А тут про какой-то «рисунок» объектива…

Для желающих действительно понять суть вопроса, поясняю на простом примере. Вы видели старые фотографии? А совсем старые? Например, вот такие. Это работы известного классика фотографии Йозефа Судека (1896-1976). 

В те времена фотография была только черно-белой, объективы не имели просветляющего покрытия, и все настройки фотограф делал вручную. Представьте себя на месте такого фотографа. У вас деревянная камера на штативе, стеклянный объектив с механическим затвором, и даже не пленка, а пластинки стекла с эмульсией. Один снимок – одна пластинка. Она дорогая. Не попал с выдержкой и диафрагмой (а это все вручную), пластинку надо выбросить. Хочешь результат – думай головой и попадай в правильную экспозицию с первого раза. И простой объектив, чаще всего схемы Planar — это ваш единственный инструмент для рисования светом.

Так вот, тот старый Planar из стекла и металла может справиться с такой задачей. А большинство современных объективов, дающих высокую резкость и яркие краски, не могут справиться с такой, кажется простой, задачей. Они не могут создать качественное черно-белое изображение, с переходом полутонов, с льющимся светом, с наличием и глубоко черных, и белоснежных участков изображения.

Может быть, все нужно воспринимать проще? Йозеф Судек был гениальным. Говорят, он так хорошо чувствовал свет, что хотел написать книгу «Поведение света».

Хорошо, посмотрим проще. Вот просто старые черно-белые фотографии. Обычные, не гениальные.

Как видите, в них есть и полутона, и контрастность, и объем.

А что будет, если взять цветной снимок, сделанный современным объективом средней ценовой категории 300-400 долларов, и в любом редакторе сделать его черно-белым? Какое изображение мы получим? Или сразу будем снимать в черно-белом режиме?

В подавляющем большинстве случаев, мы получим безликое серое нечто. Никаких полутонов, объема, струящегося света там не будет. Убираем цвет – и остается серая пустота. Точнее, остается резкость и серость. В интернете есть множество умных рекомендаций, как перевести цветное изображение в черно-белое так, чтобы хоть что-то приличное осталось. А иначе будет вот так:

Сравните эти черно-белые варианты снимков с представленными выше, сделанными в прошлом. Есть разница? Конечно. Никаких полутонов, объема, светового рисунка… Ничего нет.  А на старых фотографиях есть.

Конечно, если снимать, например, объективами PENTAX серии Limited, ZEISS серии Classic, LEICA серии M, или другими подобного класса качества, то нет никаких проблем. Снимать можно и в цвете, и в черно-белом изображении. Изображение будет идеальным в любом случае.

С контрастом, полутонами, объемом, красивым поведением света. Потому что такой объектив создает полноценное изображение, в котором цвет является одной из (но не единственной!) составляющей качества. Будет и объем, и полутона, и краски, и конечно «поведение света». 

Иногда в интернете встречаются и такие утверждения: «Купил «Лим» (серия Limited) от PENTAX, и так и не понял, за что такие деньги?!» Но это уже вопрос к пользователю. Такой «Лим» — это инструмент для того, кто может им воспользоваться.

Но сколько стоят эти объективы? Выше об этом уже было сказано.

А советские объективы стоят в разы дешевле. Настоящее оптическое стекло и металл, классические и оригинальные оптические схемы, качественное изготовление.

Этот инструмент может все.

И единственным условием для получения хорошего результата является уровень самого фотографа. Если он сможет воспользоваться этим инструментом, то и результат будет очень высоким.

Сейчас в сети появилась информация, что Красногорский механический завод им.Зверева (КМЗ) планирует возродить производство фотоаппаратов «Зенит». При этом, непосредственно на КМЗ будут производить оптическую часть новых «Зенитов», а электронную часть будет изготавливать «одна из ведущих компаний по производству фототехники».

«»»»»» ниже добавлено после 2018г.»»»»»»

Даже уже сделали такой «Зенит», стоимостью 460 000 р.

https://www.zenit.photo/catalog/zenit-m-obektiv-zenitar-35mm-f-1-0/

Для кого этот аппарат? Это даже не смешно, это печально. Особенно, если учесть, что полнокадровый Pentax K1 имеет значительно более высокие характеристики и стоит в три !!!!!!!!!!! раза дешевле. И рабочий отрезок у него совпадает с советскими Зенитами, а значит можно советскую оптику ставить на него вообще без проблем.

В нашей стране делали замечательные объекивы. Может стоит попытаться возродить это направление?

Очень хочется, чтобы в нашей стране вновь производили хорошие объективы. Даже не фотоаппараты, а просто хорошие объективы. Ведь есть огромный задел, оставшийся после СССР.

Все, что было сказано в этой статье, является моим субъективным мнением. Но очень надеюсь, что для кого-то это мнение будет полезным.

Статья ранее была выложена мной на площадке КОНТ в 2018 году

https://cont.ws/@foranganda/883536

Комментариев: 20
  1. Прочитал. Очень интересно, очень. Я не фотограф, но я не сомневаюсь в том что фотообъективы в СССР были и есть очень высокого качества и со своим индивидуальным отпечатком получаемых фотографий которые просто не похожи на фотообъективы нашего современного мира. Да и вообще сравнение Советских фотообъективов и современных фотообъективов особо не корректно. К примеру какой смысл сравнивать Мустанг 1969 года и современный автомобиль в свете кто быстрее кто мощнее? Для общего понимания фотографоф конечно можно и может быть нужно сравнивать старые и новые фотообъективы, но говорить кто лучше и кто хуже не корректно. С удовольствием похожу по ссылочкам из статьи. Спасибо автору за такую статью.)

    1. Максим Иванов,
      Не нужно сравнивать авто и фото — это не корректно и безграмотно.
      Нужно позаниматься фото не один десяток лет чтоб освоить качественную ч/б фотографию.

  2. У меня в наличии Зенит — В с Индустаром 50-2, хорошая машина. Фотоаппарату около 40 лет, впрочем как и мне, на нем я научился снимать. Лет 8 назад появился Никон 3100 с Китовым 18-55 мм объективом. К Никону мне случайно перепал Юпитер 37А, купил переходное кольцо и использую. Главное, что Юпитер можно использовать и на Зените и на Никоне. Планирую еще прикупить пару интересных объективов, и думаю только о советских!

    1. Ptuch, с советскими объективами лучше всего использовать полнокадровые зеркалки. Вообще идеальный вариант — Pentax K1 (подходит рабочий отрезок камеры), а если для Вашего Никона — то есть советские объективы с байонетом N (Nikon). Эти объективы выпускались Киевским заводом Арсенал. Они ставятся на Никоны вообще хорошо, так как их байонет полностью соответствует байонету мануальных объективов Никон..

  3. Огромное спасибо автору! Я,рожденный в СССР,с детских лет увлекся фотографией.Какое было счастье фотографировать скромным,но классным фотоаппаратом ФЭД 2,с обьективом Индустар 26,самому проявлять ,самому печатать.И фотоувеличители были хоть и простыми,но позволявшими делать отличные фотографии.Вначале у меня был фотоувеличитель Нева.Не было проблем с химикатами.с литературой по фото, в специализированных магазинах был большой выбор и фотоаппаратов.и огромного числа принадлежностей для фото.Сейчас ничего этого нет. Да и настоящий фотограф не появится,если будет фотографировать даже самым классным айфоном. Возрождать фотоотрасль нужно обязательно! А ведь настоящее фото искусство- в черно-белом цвете, но зато и самое сложное.

  4. Прочитали с женой, она фотограф. Интесно, спасибо за статью.
    Накануне, попался в руки гелиос 44, завод не смотрел. Решили потестить. Каково было моё и её удивление. Оптике около 50 лет, а снимки получаются прекрасные. Сравнивали с canon 85/1.8. Боке примерно одинаково рисует, но полутени на гелиосе интересней. Опять же снимали без вспышки при плохом освещение. Сегодня будет в студии фотографировать, раньше чем через пару дней можно будет детальней посмотреть. Но уже сейчас видно, что советская оптика, была сделана очень качественно!

    1. Какой камерой пользовались? Полнокадровой? Если да, то кроме Гелиоса 44 есть и получше оптика. Например, Гелиос 77 (только Валдайского завода «Юпитер»). А еще лучше МС Волна 1,8/50 от фотоаппарата Алмаз, производства ЛОМО.

      1. ForanGanda, полнокадровая Canon 6d. Гелиос 44 дал попробовать знакомый фотолюбитель, поэтому довольствуемся, тем что есть. За совет спасибо!!! Если после обработки raw понравится будем искать 77 или волну. И ещё судя по гелиосу 44 с данной камерой получаем, что вроде полуавтомата)) резкость настраиваемый вручную, автофокус авто. Т.е это неспешная творческая фотосъёмка. Для репортажи однозначно нет.

        1. Тимур Ахмедов, Вот здесь мнение человека, поставившего Гелиос 77 на камеру Sony. http://mihanev.ru/blog/gelios-77m-4.html
          Он отличается по рисунку и от Гелиоса 44, и от Гелиоса 77 (не Валадйского завода Юпитер). В лучшую сторону отличается.

    1. Это хорошие фотоаппараты. А «рулит» всегда уровень знаний и мастерства того, кто фотографической техникой пользуется.

  5. Самая дорогая часть фотоаппарата — мозги пользователя. Если там нет мяса, котлеты в желудок и цена объектива из Японии — уже не помогут.
    С другой стороны….Прошло 40 лет. И я не могу забыть один закат, увиденный мною с восточного берега Бердского залива.
    ТОГДА мне была нужна ЛЮБАЯ фотокамера. Закат стоил того. Но….
    Не было чем сделать снимок. Вот в ЭТОМ сегодняшние камеры в телеофонах, смартилах и прочине — незаменимы.
    Трудно таскать с собой хороший аппарат ВСЕГДА. В основном «он лежит дома». И потерять кадр из за этого — настолько печально, что и передать невозможно.

    1. Аббе, понимаю Вас, насчет «трудно таскать с собой хороший фотоаппарат ВСЕГДА» Мне, например, по основной работе, никак не связанной с фотографией, часто приходиться снимать всякие предметы. не для качества, а для фиксации факта. Пользуюсь камерой на смартфоне SONY Xperia Z1. Удобно. А закат, который Вы видели, наверное был очень красивым. Не надо жалеть — он остался в Вашей памяти именно таким, каким Вы его видели. А камера смартфона, даже очень хорошая, не смогла бы передать всей этой красоты. У Вас бы осталась с собой ухудшенная копия.

      1. Наплевать на качество. ЧЕСТНО — наплевать. Закат, который в ЧЕТЫРЕ заката одновременно выглядит — такое даже и не знаю, насколько редко видят.

  6. ГЛАДКАЯ вода. Смотрю с берега высотой 20 метров. До дальнего берега 3300 метров. Найдите в программе Дубль-ГИС Обское море, Бердский залив. СевероЗападнее села Морозово 1700 метров. На Юго-Запад Агролес. От ветра закрыто полностью 45 лет назад. Кажется средина лета. Вечер. Солнце над горизонтом на десяток своих диаметров.
    Солнце за тонким слоем облаков.Снизу — десятая доля диаметра. Сверху — то же самое. То есть

    1)Единый закат «разрезанный».

    2)Нижняя часть отражена в воде. Это второй закат.

    3)Сверху кольцо облаков. Узенькая полоса. Разбросаны мелкие клочки облачков. Просвет солнцем снизу так, что это кольцо облаков само по себе как озеро с закатом. Закат есть, но солнца в нём нет. Удивительное зрелище уже само по себе это «озеро».

    4) Озеро облаков ОТРАЖАЕТСЯ в воде.
    Верхняя точка облаков не выше 60 градусов от горизонта.
    5)От 60 градусов и выше — удивительно тонкий переход к синеве до фиолетового.

    6) От зенита и к Востоку — уже откровенное наползание «тёмное небо.

    Прошло больше 40 лет. Не помню деталей. Но впечатление — ОСТАЛОСЬ.

    1. Abbe, нашел я это место. Правда, не по Дубль гису, а в Гугле-Земля . Там еще остров внутри залива. И на него идет дорого (или мост), на спутниковом снимке видно. Представил, в каком направлении было Солнце на закате. Да, слов нет. Жаль, что я это не видел 🙂

  7. Ну да, ну да…
    Автор, бросай передергивать!
    Ну давайте поиграем «честно» в другую сторону Юпитер 200мм стоил сколько… Верно столько сколько породистый фикс от Кэнона. А еще его надо было купить!
    Кто не помнит хорошая оптика выписывалась по разнарядки за взятки. Ах СССР, страна мечты! Все могут купить дрянь и вы этом все равны.

    Это гелиосы продавались на каждой полке а хорошая оптика была дифицитом как и все более-менее приличное. За ХХХ лет в СССРе так и не смогли создать репортажную камеру. Все бегали с Практиками, Кэнонами и Никонами.

    Теперь по поводу массовых дешевых объективов типа Гелиос. Цена на них была ни разу не гуманной. Этот объектив стоил порядка 20 рублей и был лотереей (брак был через одного). Теперь смотрим на того же пластикового кэнона за 100долларов (замечу высокую стабильность качества т кстати у него за 100уе есть рисунок).

    Если неймется рисунок за 300 долларов то купите Tamron AF 75-300mm f/4.0-5.6 LD 190 долларов (один из самык интереснорисующих бюджетников). И рисовать будет каждый объектив а не по отбору одного из ведра.

    Да были в СССР объективы и фотоаппаратыю Просто они никогда не были для всех. Все купались в жиже, но были молоды и сейчас с предыханием вспоминают свои героические времена.

    Массового производства качественных товаров широкого потребления доступных населению будь то фото или оптика или мебель небыло никогда. Не врите людям про светлое прошлое.

    А праймовые отборные объективы были на уровне лучших серийных массовых и доступных (это значит я пойду его и куплю без взяток и очередей) были… Ну да, штучный товар для избранных.

    1. Постараюсь ответить последовательно, по пунктам.
      1. «Автор, бросай передергивать!» — Стараюсь не удалять комментарии, даже написанное мягко говоря, некорректно. Нужно быть снисходительным, понимать всех. Иногда человек не виноват в том, какое у него воспитание.
      2. «Кто не помнит хорошая оптика выписывалась по разнарядки за взятки» — Вообще я начал заниматься фотографией с середины 70-х, то есть еще в начальных классах школы. И мне удалось застать на деле более 10 лет «страшного советского режима». Уже в старших классах школы и сразу после школы, а это период с 1980 по 1985 примерно, я снимал зеркалками со сменной оптикой, и снимал еще на средний формат. Так вот, любую отечественную фототехнику ( а иногда и ГДРовскую), можно было спокойно купить в фотомагазине. И очень хорошую оптику тоже, как раз потому, что она стоила дорого. Но она была в продаже. Поэтому утверждать, что «Ну да, штучный товар для избранных» — это не так. Может быть, в других регионах было как-то по-другому, я не знаю. Но у нас (г. Донецк) было все в свободной продаже.
      3. «Массового производства качественных товаров широкого потребления доступных населению будь то фото или оптика или мебель небыло никогда. Не врите людям про светлое прошлое». Во-первых, в моей статье не написано, что было массовое качественное производство, почитайте внимательно. Во-вторых, развитие науки и массовое образование населения действительно было на порядок выше, чем сейчас. Практически все наши современные достижения — это разработки из времени СССР. От исследований термоядерного синтеза до гиперзвуковых двигателей, все это начиналось в СССР в 80-е. Больше читайте, информация не закрыта. Единственное, что действительно сделано «с нуля» в современной России — это ракета-носитель Ангара. Нам еще работать и работать, чтобы выйти на тот уровень науки, который был в Союзе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *